Пермская Ассамблея

ПЕРМСКАЯ АССАМБЛЕЯ
Об Ассамблее
Новости
Декларация
Участники
Проекты
Дискуссии
Исследования
Библиотека
Публикации

Заявление открытого партнерства общественных организаций "Пермская ассамблея"

Открытое партнерство общественных организаций "Пермская ассамблея" выражает обеспокоенность ситуацией, складывающейся c призывом граждан на военную службу в Пермской области, а также с прохождением ими военной службы в других регионах. Как известно, за последние годы между администрацией области и "Пермской ассамблеей" были заключены соглашения, в соответствии с которым региональная власть, областная призывная комиссия, областной военный комиссариат взяли на себя конкретные обязательства по гуманизации военного призыва и военной службы. Однако с того времени положение в этой сфере не только не улучшилось, но, наоборот, стало угрожающим. Этому способствовали следующие факторы:

1. Завышенный план призыва

На фоне демографического спада прироста населения и снижения количества мужчин призывного возраста (18-27 лет), которые могут быть призваны на военную службу, ухудшения состояния здоровья допризывников и призывников Пермская область вынуждена исполнять наряд Генштаба ВС РФ о призыве большего количества призывников, чем в прошлые годы.

Если весной 2002 года на военную службу было призвано около трех тысяч человек, то весной 2003 года - четыре с половиной тысячи, т.е. в полтора раза больше. Для сравнения: осенью 2003 года в городе Москве планируется призвать 4800 человек.
(Источник: http://www.mfit.ru/defensive/pub_avn/pub_1039.html)

Необоснованное увеличение плана приводит к многочисленным нарушениям действующего законодательства во время проведения призыва.

Зачастую эти нарушения вызваны желанием ответственных работников "выполнить план" призыва любой ценой. Жертвой такой ситуации становится не только призывник, но и его родители. Общеизвестным стало дело "Волегова - Валеева", когда с областного сборного пункта в часть отправили призывника Волегова, но под фамилией Валеев. А родителям Волегова объявили о том, что их сын самовольно ушел со сборного пункта, т.к. в списках призывников, отправленных в воинские части он не значился. В результате, Пермский облвоенкомат "прославился" на всю Россию, получив печально известный анти-приз "Золотая кувалда".

Законом четко установлены сроки проведения призывов на военную службу: с 1 апреля по 30 июня, с 1 октября по 31 декабря. Однако уже не первый год на территории Пермской области призыв начинается ранее установленных сроков, а заканчивается позднее. Вызов призывников на медицинское освидетельствование начинается еще за месяц до официального начала призыва, что зачастую приводит к массовым нарушениям права молодежи на образование. Известны случаи распространения военкоматами дезинформации о якобы официальном продлении сроков призыва. Так, весенний призыв 2003 года был продлен до 10 июля. Действительно, отправки с областного сборного пункта продолжались и в июле. Данный вид нарушений происходит с молчаливого согласия Военного комиссариата Пермской области.

Поступают многочисленные жалобы на действия врачей, проводящих медицинское освидетельствование призывников. В частности, при медицинском освидетельствовании допускаются очевидные нарушения действующего законодательства о психиатрии. Наиболее распространенный диагноз, который выставляется призывникам психиатром, привлеченным к работе призывной комиссии, - "расстройство личности". Такой диагноз может быть поставлен только после стационарного обследования. При этом согласно закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" помещение в психиатрический стационар осуществляется на добровольной основе. На практике же в случае отказа призывника от стационарного обследования психиатр выносит ему диагноз "расстройство личности" только на основании одной беседы.

Известны факты (дело А. Абрамова), когда в отношении призывников, неоднократно заявлявших о стабильно плохом самочувствии (постоянные головные боли и т.д.), призывные комиссии принимали решение о призыве их на военную службу без дополнительного стационарного обследования. Однако стоило ему призывников подать в призывную комиссию заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, призывная комиссия тотчас направила его на освидетельствование в психиатрическую больницу.

Вызывает также обеспокоенность тот факт, что по заявлению председателя областной призывной комиссии все призывники, призванные осенью 2003 года, будут направлены за пределы Пермской области. Таким образом, нарушается Указ Президента РФ от 28.5.96 № 791, позволяющий военнослужащим, имеющих несовершеннолетних детей, больных или пенсионного возраста родителей, служить в регионе своего проживания.

2. Отсутствие военного комиссара Пермской области

Одной из причин критической обстановки вокруг военного призыва является ситуация с военным комиссаром Пермской области. Уже два года идет непрекращающийся скандал вокруг бывшего военного комиссара полковника Данилова. 20 сентября 2001 года полковник Данилов вступил в должность военного комиссара Пермской области, и уже 7 октября 2001 года он избил рядового Анатолия Белоусова, а 9 октября - рядового Андрея Истомина. Оба проходили военную службу по призыву в областном военном комиссариате. 14 марта 2002 года уголовное дело в отношении Данилова было прекращено "в связи с примирением с потерпевшими".

В ноябре 2002 года Военной прокуратурой Данилову вновь было предъявлено обвинение уже по четырем статьям Уголовного кодекса: "Получение взятки" (ст. 290 ч.4), "Служебный подлог" (ст. 292), "Превышение должностных полномочий" (ст.286 ч.1) и "Присвоение или растрата" (ст. 160 ч. 2). 17 июля 2003 года суд приговорил бывшего военкома к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года с лишением права в течение двух лет занимать руководящие должности.

Скандалы вокруг полковника Данилова значительно подорвали и без того невысокое доверие населения к военной службе и военным комиссариатам. Однако выводы из этой истории не сделаны. В связи с временным отстранением полковника Данилова от должности военный комиссариат уже два года фактически находится без руководителя. Нарушена координация деятельности райвоенкоматов, самое же главное - за все названные и неназванные нарушения не с кого спросить.

3. Несоответствующий законодательству состав районных призывных комиссий в г. Перми

Состав призывных комиссий четко определен законодательством. В соответствии со ст. 27 Закона "О воинской обязанности и военной службе" председателем призывной комиссии должен являться заместитель главы органа местного самоуправления. На практике председателями районных призывных комиссий в г. Перми являются заместители глав районных администраций г. Перми. Согласно Уставу г. Перми районные администрации не являются органами местного самоуправления, и, соответственно, главы районных администраций не являются главами органа местного самоуправления.

Таким образом, любое решение призывной комиссии может быть оспорено только на том основании, что оно вынесено нелегитимным составом.

4. Непринятие мер по расследованию случаев неуставных отношений

Военная прокуратура Пермского гарнизона не принимает должных мер (или принимает их с большим опозданием) к расследованию случаев неуставных отношений в армии, в том числе не производит предусмотренные УПК РФ действия при получении сообщения о совершении преступления по отношению к военнослужащим, проходящим службу за пределами Пермской области.

Показательным в этом отношении стал случай с шестью военнослужащими, призванными в Пермской области в июне 2003 года и проходящими службу в воинской части № 3671 (г. Богородск Нижегородской области). Все они, не выдержав тяжелейших условий службы, а также унижений со стороны старослужащих, покинули часть, чтобы искать защиты в Перми. Совет родителей военнослужащих Прикамья и областное отделение общества "Мемориал", к которым обратились молодые солдаты, потребовали от Военной прокуратуры Пермского гарнизона обеспечения прав и безопасности вынужденных беглецов. Однако прокуратура не предприняла никаких мер для расследования фактов неуставных отношений в в/ч 3671. Все военнослужащие были доставлены обратно в ту же часть, где над ними продолжали издеваться старослужащие и офицеры.

Рядового Козлова В.Г. из Чернушинского района Пермской области во время возвращения к месту службы сопровождающий офицер приковывал наручниками к спальной полке вагона. По прибытии в часть рядового Козлова 5 суток держали на гауптвахте (хотя с 2002 года лишение свободы военнослужащих возможно только по решению суда), затем приковали его к тяжелой гире и заставляли работать. Не выдержав унижений, рядовой Козлов снова самовольно оставил часть. В Военной прокуратуре Пермского гарнизона он описал все факты издевательств над ним. Но и после этого ничто не изменилось. Повторный побег из той же части вынужден был совершить и рядовой Алишкевич, житель г. Перми.

Чтобы защитить солдат, Совет родителей военнослужащих Прикамья и областное отделение общества "Мемориал" обратились за помощью к Полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко. И только после этого Военная прокуратура обратила свое внимание на ситуацию в в/ч 3671.

В связи с вышеизложенным

  1. Открытое партнерство общественных организаций "Пермская ассамблея" заявляет о праве общественности на полноценную информацию о критериях, в соответствии с которыми определяется количество граждан, подлежащих призыву на территории Пермской области. Мы считаем, что планы призыва по Пермской области и Перми должны устанавливаться с учетом реальных возможностей их выполнения и при условии строгого соблюдения прав призывников.

      Мы призываем губернатора Пермской области Ю.П. Трутнева и главу Перми А.Л. Каменева перед каждым призывом публиковать в СМИ плановые цифры с их социально-демографическим обоснованием.

  2. "Пермская ассамблея" требует от призывных комиссий и военкоматов строгого соблюдения установленных сроков проведения призыва, а также соблюдения Указа Президента РФ от 28.5.96 № 791, позволяющего военнослужащим, имеющим несовершеннолетних детей, больных или пенсионного возраста родителей, служить в регионе своего проживания. Необходимость выполнения плана по призыву не может быть оправданием для нарушений, допускаемых призывными комиссиями при решении вопроса о годности призывника к военной службе.

      Мы предлагаем Губернатору Пермской области, главе Перми, военному прокурору Пермского гарнизона и военному комиссару Пермской области провести тщательное расследование фактов нарушения Закона, допущенных в ходе военного призыва 2003 года.

  3. "Пермская ассамблея" настаивает на расширении гласности в работе районных призывных комиссий и военкоматов, предоставлении призывникам полной информации об их правах и обязанностях.

      Мы предлагаем военным комиссарам и председателям призывных комиссий обеспечить каждого призывника буклетом, содержащим соответствующую информацию.

  4. "Пермская ассамблея" считает, что военнослужащие, призванные в Пермской области, должны быть уверены в том, что гражданские власти и правоохранительные органы их малой родины готовы защитить своих земляков в трудной ситуации, что каждый случай нарушения прав человека в армии будет расследован, а виновные в нем - наказаны.

      Мы требуем от Военной прокуратуры Пермского гарнизона расследования каждого факта неуставных отношений, о котором ей становится известно.

  5. "Пермская ассамблея" заявляет о необходимости принимать конкретные меры в отношении воинских частей, которые "отличились" грубыми нарушениями прав военнослужащих, призванных из Пермской области.

      Мы призываем губернатора Пермской области Ю.П. Трутнева и исполняющего обязанности военного комиссара Пермской области А.С. Смольского ограничивать отправку пермских призывников в те воинские части, командование которых допускает систематические или грубые нарушения прав военнослужащих.

От имени Открытого Партнерства "Пермская Ассамблея",

    Председатель Правления
    Пермского областного отделения
    Международного общества "Мемориал"
    А.М. Калих

    Директор Некоммерческого партнерства
    Киностудия "Новый курс"
    П.А. Печенкин

    Председатель
    Пермской гражданской палаты
    И.В. Аверкиев

    Директор
    Пермского регионального
    правозащитного центра
    С.В. Исаев

    Председатель
    Фонда целевой экономической
    Системы социальной защиты "Защита"
    С.М. Козлова

    Исполнительный директор
    Центра поддержки демократических
    молодежных инициатив
    Е.В. Скрякова

    Директор
    Общества развития
    предпринимательских инициатив
    С.Г. Маковецкая

Размещено 11.12.2003

На сайт ПРПЦ-ПГП

 Пермская Ассамблея






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.