НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Самое актуальное / Война в Чечне

ВОЙНА В ЧЕЧНЕ

Чеченцы - кто они?

Чеченцы: самоназвание - нохчий, вайнахи;
вера - мусульмане-сунниты.

Численность в Российской Федерации составляет 899 тыс. чел. (1989). До начала чеченского конфликта в Чечне проживало 734,5 тыс. чел., относительно большие группы чеченского населения отмечались в Дагестане (около 58 тыс. чел.), в Ставропольском крае (15 тыс. чел.) и в Волгоградской области (11 тыс. чел.). Численность чеченцев в Казахстане составляла 49,5 тыс. чел. В настоящее время, по косвенным данным, на территории Чеченской республики проживает не более 300 тыс. чеченцев, в то же время заметно увеличилась численность чеченцев в крупных российских городах, особенно - в Москве.

История

Впервые чеченцы упоминаются в армянских и грузинских источниках в VII веке н.э. Но уже в первые века нашей эры они освоили не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, где вошли в контакт со скифским, а в последующем с сарматским и аланским кочевым миром. В ходе татаро-монгольских походов XIII в. равнинная часть Чечни вошла в состав Золотой Орды. В XVI-XVII века Кавказский перешеек, в том числе и Чечня, становится объектом притязаний Османской империи (с ее вассалом - Крымским ханством), Персии и Московского царства. В ходе военной и дипломатической борьбы между этими традиционно соперничающими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, тогда же складываются и современные границы расселения чеченского этноса.

Начиная с Петра I политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II российские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения в конце VIII - 1-й половине XIX вв. К 1840 г. на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство - имамат Шамиля. К России Чечня была окончательно присоединена в 1859 г. Кавказская война, таким образом, длилась более полувека и стала самой длинной по времени военной кампанией, которую вела Россия за всю свою историю.

До 1917 г. Чечня входила в состав Терской области. В 1922 г. была образована Чеченская автономная область в составе РСФСР, в 1934 г. объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 г. преобразованную в Чечено-Ингушскую АССР. В феврале 1944 г. части Красной Армии и НКВД (численностью до 200 тыс. чел.) в течение нескольких суток отправили в ссылку в Казахстан около 500 тыс. чеченцев и ингушей, значительная часть которых в первый же год погибла от голода и болезней. Чечено-Ингушетия была упразднена, ее земли розданы соседям. Автономная республика была восстановлена в 1957 г. В ноябре 1990 г. сессия Верховного Совета республики приняла декларацию о суверенитете, 1 ноября 1991 г. была провозглашена суверенная Чеченская республика.

Традиции

Чеченцы больше других народов Северного Кавказа сохранили специфическую для этого региона этническую структуру - тейпы. Этому способствовало расселение в горах, замкнутость жизни и периодическое давление со стороны более сильных соседей. Тейп - общинная организация, основанная на родственной и соседской близости - выступает базовой единицей чеченского общества. Это форма своего рода стихийно демократической самоорганизации общества. Большинство специалистов полагает, что единое обще-чеченское самосознание стало формироваться только в ходе чеченского конфликта. По мнению С.Насридинова, директора Института проблем Исламской цивилизации, до сих пор "чеченец имеет обязательства сначала перед своим тейпом, а затем уже перед всем обществом и государством".

Жизнь тейпа издавна регулировалась народными сходами, состоящими из всего мужского населения общины, женщины в сходах не участвовали. Вместе с тем статус женщины соответствовал тому высокому положению, какое она занимала в трудовой жизни семьи. Чеченская женщина традиционно пользовалась относительно большой свободой. Девушки и даже замужние женщины не прятались, не закрывали лица и не стыдились присутствия мужчин. Мщение, наказание, убийство не могло происходить при женщине, более того, бросив с головы платок в середину сражавшихся, она могла остановить любое кровопролитие. Высоко ставился авторитет матери, бабушки.

Почитание старших, уважительное отношение к родителям - еще одна чеченская традиция. Нарушение ее рассматривается до сих пор как самый сильный порок. В соответствие с горским этикетом старшим уступают место, дорогу, слово.

В общественном быту значительную роль играл обычай гостеприимства. Причем гостем мог стать любой человек независимо от национальности и вероисповедания. За нарушение этого обычая хозяин лишался авторитета и уважения со стороны других членов тейпа. Обычай гостеприимства спасал даже убийцу в доме его врага: принявший его хозяин гарантировал ему не только кров, но и безопасность, а в случае необходимости обязан был защищать гостя с оружием в руках. Были распространены куначество и побратимство. Среди норм обычного права (адата) особое место занимал обычай кровной мести, соответствующий принципу "око за око, зуб за зуб". Причем проклятие касалось не только самого виновника, но и всей его семьи, а иногда и селения. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощенного кровника, измена родине, изнасилование. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами селения или тейпа.

Чеченские традиции в годы советской власти были частично утрачены, однако в ходе конфликта, уже в переосмысленной форме, стали основой чеченского менталитета, в первую очередь это относится к обычаю кровной мести. Обычное право (адат) и исламское право (шариат) во многом противоречат друг другу, именно поэтому ваххабизм, наиболее консервативное течение ислама, плохо прижилось на чеченской почве.

"Чеченский конфликт"

Существуют немало интерпретаций чеченского конфликта, среди которых доминирующими представляются три:

  1. чеченский кризис есть результат многовековой борьбы вайнахов против российского колониализма и неоколониализма;
  2. этот конфликт есть звено в цепи событий, направленных на развал Российской Федерации вслед за СССР;
  3. конфликт на Северном Кавказе просто используется структурами международного терроризма и направлен прежде всего против западной цивилизации и христианства.

Последняя интерпретация стала постепенно вытеснять первые две в течение последнего года.

В первом подходе в качестве высшей ценности выступает свобода, понимаемая в контексте национальной независимости, во втором - государство и его территориальная целостность, в третьем - защита европейской цивилизации от "происков" исламских радикалов.

Основные предпосылки конфликта: кавказская война XIX века, сталинские репрессии и депортация чеченцев 1944 года, этническая мобилизация периода распада СССР, характерная не только для чеченцев, но и многих других народов Советского Союза. При этом можно выделить следующие этапы в развитии этого конфликта.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Начало конфликта следует отнести к концу 1990 г., когда демократическими силами России и национальными движениями в других республиках был выдвинут лозунг борьбы с "империей" и "имперским мышлением". По инициативе ряда ведущих российских политиков генерал-майор авиации Джохар Дудаев был приглашен возглавить Объединенный конгресс чеченского народа - основную силу, которой предназначалось сменить прежнюю партийно-советскую элиту во главе с Доку Завгаевым. В своих стратегических планах (борьба за отделение от России) Дудаев опирался как на радикальное крыло Конфедерации горских народов Кавказа, так и на отдельных кавказских лидеров (в частности, Звиада Гамсахурдиа) и весьма быстро приобрел статус харизматического лидера значительной части населения Чечни.

Ситуация двоевластия сохранялась в Чечне до августа 1991 года, когда поддержка Завгаевым действий ГКЧП сыграла на руку его противникам и привела к власти Объединенный Конгресс Чеченского Народа в лице Дудаева, который, став легитимным главой республики - президентом, делает заявление о стремлении добиться предоставления Чечне государственной независимости.

ВТОРОЙ ЭТАП, непосредственно предшествующий началу военных действий, охватывает период с конца 1991 года до декабря 1994 года. Под личным руководством Дудаева происходит формирование вооруженных сил Ичкерии, причем оружие частично передается чеченской стороне на основании заключенных с Москвой соглашений, частично захватывается силами, подконтрольными Дудаеву. Парламент республики принимает решение об отзыве народных депутатов из состава Верховного Совета РФ, руководство Чечни отказывается парафировать Федеративный договор наравне с другими субъектами Федерации. На протяжении всего этого периода ведутся безуспешные переговоры между сторонами конфликта. В Чечне нарастает антироссийская истерия, культивируются традиции кавказской войны, впервые выдвигается лозунг "Чечня - субъект Аллаха", хотя исламский фактор еще не становится доминирующим в пропаганде сепаратистов.

Чеченское общество расколото, оппозиционные силы, опирающиеся на поддержку Москвы, в некоторых районах устанавливают параллельную власть, предпринимая попытки захватить столицу республики. Атмосфера накаляется до предела, и в этих условиях Президент России 30 ноября 1994 г. издает Указ "О мерах по обеспечению конституционной законности и правопорядка на территории ЧР".

ТРЕТИЙ ЭТАП. "Восстановление конституционного порядка" оборачивается широкомасштабными военными действиями со значительными потерями с обеих сторон. С конца 1994 года возврат к исходной точке конфликта становится невозможным: идеология сепаратизма, также как и идеология целостности государства, как бы материализуются в убитых, пропавших без вести, искалеченных людях, в разрушенных городах и селах.

Восприятие войны, с одной стороны, чеченцами, а с другой - россиянами, с первых дней начала военных действий диаметрально противоположно: если чеченское сопротивление приобретает всенародную поддержку и перед лицом внешнего "врага" забыты прежние распри, а Дудаев становится в глазах граждан своей республики прямым наследником идей имама Шамиля, то Ельцин, напротив, теряет былую популярность в народе, в массовом сознании усиливаются пацифистские настроения.

К середине 1995 года российские войска устанавливают контроль над важнейшими населенными пунктами республики, после гибели Дудаева его обязанности переходят к значительно менее популярному Яндарбиеву. Однако террористические акции в Буденновске, а спустя полгода в Кизляре убедительно демонстрируют, что сопротивление не сломлено, а чеченская сторона переходит к затяжной партизанской войне.

В этих условиях, на фоне предстоящих президентских выборов 1996 г., Москва склоняется к приостановке военных действий, которая официально зафиксирована Хасавюртовскими соглашениями, а год спустя, в мае 1997 г, Борис Ельцин и Аслан Масхадов подписывают Договор о принципах взаимоотношений РФ и ЧР Ичкерии, в котором стороны заявляют о неприменении силы при решении любых спорных вопросов.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП конфликта охватывает период с середины 1997 г. до августа 1999 г., когда отряды Шамиля Басаева вторглись на территорию Дагестана и положили начало новому витку военных действий. В этот период Чеченская республика де-факто становится независимой. Однако в отличие от своего предшественника - Дудаева - президент Масхадов не способен контролировать ситуацию в республике: вновь усиливаются распри между отдельными тейпами, на этот раз инициированные степенью "доступа" к экономическим ресурсам республики, в частности, к нефти - ее основному богатству. Наиболее прибыльным занятием для некоторых группировок становится захват российских граждан с целью получения выкупа. Население республики уменьшается - часть чеченцев, прежде всего образованных и экономически активных, переезжает в Россию.

Предпринимается попытка установления исламского порядка: введение шариатских судов, ограничение прав женщин, переход к религиозному образованию и т.п. Исламский фактор начинает заметно теснить идею национальной независимости.

В этих условиях ваххабитское крыло чеченского сопротивления предпринимает попытку распространить свое влияние на соседнюю республику - Дагестан.

ПЯТЫЙ ЭТАП конфликта еще не закончен. В его ходе федеральные части, преодолевая сопротивление отдельных отрядов сепаратистов (единой чеченской армии с единым командованием сегодня не существует), уже вторично устанавливают контроль над территорией республики. Формируются переходные структуры власти, в Чечне медленно, с трудом, но устанавливается правопорядок.

От партизанских "набегов" на блокпосты и показательных убийств чеченцев, лояльных российской власти, сепаратисты, вошедшие в сеть международного терроризма, переходят к наступательным акциям, трагическим доказательством чего стал массовый захват заложников отрядом Бараева в Москве в ночь на 23 октября 2002 г.

При этом основной предпосылкой конфликта, которая не принималась и почти не принимается до сих пор во внимание российской стороной, стала недооценка роли этнического фактора как в самой Чечне, так и на Северном Кавказе в целом. Непонимание специфики национального самосознания как самих чеченцев, так и других горских народов Северного Кавказа приводит к преувеличению экономических возможностей разрешения конфликта, кроме того, нельзя забывать и о том, что чеченское общество еще абсолютно традиционно по своим нормам и ценностям. Поэтому многие рецепты, "работающие" к примеру, в Северной Ирландии или в Стране Басков в этом регионе просто неприменимы в силу психологической неготовности большинства чеченцев их воспринять.

Решение чеченского конфликта лежит в плоскости длительной, кропотливой и, главное, профессиональной работы по восстановлению разрушенных войной взаимоотношений между чеченцами и русскими, воссозданию позитивного образа государства, способного защитить любого человека независимо от его национальной и конфессиональной принадлежности. И к той работе следует максимально привлекать специалистов - этнологов, психологов, социологов.

Зинаида Сикевич (профессор, доктор социологических наук,
заведующая лабораторией этнической социологии и психологии
Санкт-Петербургского Государственного университета),
специально для ИА "Росбалт". Росбалт, 26/10/2002.
Размещено 31.10.2002

 Главная / Самое актуальное / Война в Чечне






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.