НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Самое актуальное / "Уралсвязьинформ"

АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПЕРМСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ СВЯЗИ
об акции
документы
жалобы
публикации
ссылки

Заявление Пермской гражданской палаты и Пермского регионального правозащитного центра
О ситуации вокруг "Уралсвязьинформа"

1.

14 марта 2003 года Пермская гражданская палата и Пермский региональный правозащитный центр обратились с письмом к генеральному директору ОАО "Уралсвязьинформ" В.И. Рыбакину, в котором изложили свои претензии к компании в связи с многочисленными нарушениями ею прав потребителей и злоупотреблениями доминирующим положением на рынке услуг связи.

Основные претензии:

    Отказ в предоставлении льгот на полную сумму оплаты услуг телефонной связи инвалидам, ветеранам и др.
    Принуждение потребителей к оплате телефонных услуг при несанкционированных подключениях и других технических недостатках в работе аппаратуры связи
    Принуждение потребителей оплачивать услуги, тарифы на которые в несколько раз превышают фактически произведенные затраты
    Нарушение принципа равенства потребителей при оплате услуг разного качества по единым тарифам
    Навязывание клиентам невыгодных условий договора на оказание услуг телефонной связи
    Создание препятствий к выходу на пермский рынок услуг телефонной связи других операторов

В письме предлагалось до 28 марта 2003 года "устранить указанные нарушения или заявить о намерении это сделать с предоставлением конкретного плана по устранению нарушений", в противном случае компания будет занесена в "Черный список", учрежденный Гражданской палатой и Правозащитным центром. Вплоть до 31 марта 2003 года ПГП и ПРПЦ так и не получили от г-на Рыбакина официального ответа на свое письмо. Вместе с тем, судить о позиции компании можно по распространенному "Уралсвязьинформом" пресс-релизу, озаглавленному "Безответственно и необоснованно".

2.

Специалисты ПГП и ПРПЦ тщательно проанализировали пресс-релиз. В результате были сняты две из 19 претензий, предъявленных "Уралсвязьинформу": непредоставление льгот военнослужащим и отключение телефона без предупреждения. Еще семь претензий были переформулированы.

3.

Остальные доводы, изложенные в пресс-релизе, специалисты ПГП и ПРПЦ сочли неубедительными и рассчитанными на неосведомленность в вопросе журналистов и широкой общественности. Поэтому 7 апреля, в 18.00 (после обработки жалоб и информации, поступившей от граждан и организаций после последних событий) "Уралсвязьинформ" будет внесен в "Черный список", а информация о претензиях к нему и конкретные предложения по исправлению ситуации будут разосланы в профильные органы государственной власти и организации Пермской области и шести регионов, на которые распространяет свою деятельность "Уралсвязьинформ". В том числе в региональные органы законодательной и исполнительной власти, антимонопольные органы, управления надзора за связью, общества потребителей, "антиповременные" инициативные группы, средства массовой информации и непосредственно операторам связи Челябинской, Тюменской, Свердловской, Курганской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Соответствующие заявления с перечнем предлагаемых мер будут направлены в Министерство связи, Министерство по антимонопольной политике, в профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, а также в Конфедерацию обществ защиты прав потребителей.

4.

На пресс-конференции 24 марта 2003 года господин Рыбакин сообщил, что "не раз предлагал руководителям обеих правозащитных организаций наладить конструктивное взаимодействие в интересах самых широких слоев потребителей услуг связи. Однако правозащитники на это не идут и предпочитают разговаривать со связистами на языке ультиматумов". В связи с этим Гражданская палата и Правозащитный центр заявляют, что никаких конкретных предложений от г-на Рыбакина по поводу "конструктивного взаимодействия" никогда не получали. На все обращения правозащитных организаций к руководству "Уралсвязьинформа" с предложениями по защите прав потребителей со стороны компании всегда следовал четкий отказ признать какие-либо нарушения, что делало невозможным любое "конструктивное взаимодействие". В лучшем случае, как это было после объявления в октябре прошлого года о начале акции ПРПЦ по сбору информации о нарушениях прав потребителей "Уралсвязьинформом", пресс-служба компании сообщила, что "будет признательна за предоставление информации о всех выявленных недостатках в работе компании". Что правозащитные организации и сделали в своем письме г-ну Рыбакину 14 марта 2003 года.

Если выступление г-на Рыбакина на пресс-конференции означает готовность начать реальное конструктивное взаимодействие, то руководители ПГП и ПРПЦ готовы до 18.00 часов 7 апреля встретиться с генеральным директором "Уралсвязьинформа", чтобы в режиме гражданских переговоров обсудить все возможные формы взаимодействия по защите прав и законных интересов пермских потребителей услуг связи.

5.

В обоснование правомерности своих действий ОАО "Уралсвязьинформ" ссылается на те положения законодательства и действия уполномоченных властью органов, которые сами по себе, казалось бы, подтверждают соблюдение компанией требований закона. Но наши претензии к "Уралсвязьинформу", прежде всего, основывались на смысле законодательства о защите прав потребителей и требованиях добросовестности, разумности, справедливости, как при соблюдении прав потребителей, так и при ведении соответствующей законам рынка предпринимательской деятельности. Так как, во-первых, положения нормативных актов, к которым апеллирует "Уралсвязьинформ", нельзя рассматривать в отрыве от других положений законодательства, иногда обладающих большей юридической силой, во-вторых, толкование отдельных положений законодательства требует более глубокого и системного анализа, чем просто буквальная ссылка на них, в-третьих, несовершенство отдельных положений законодательства уже признано правоприменительной практикой, и только сложность и медлительность государственной машины продолжает сохранять им жизнь.

6.

Поскольку конфликт между правозащитными организациями и "Уралсвязьинформом" имеет очевидный общественный резонанс и непосредственно касается прав и интересов многих сотен тысяч пермяков, а также во избежание искажения позиций сторон, Гражданская палата и Правозащитный центр предлагают провести в прямом эфире любого пермского телеканала дебаты между генеральным директором ОАО "Уралсвязьинформ" В.И. Рыбакиным и председателем Пермской гражданской палаты И.В. Аверкиевым. Предмет дебатов: потребительские и антимонопольные претензии ПГП и ПРПЦ к "Уралсвязьинформу". Формат дебатов: продолжительность - 50-60 минут; жесткий хронометраж, обеспечиваемый ведущим; вступительные заявления сторон - по 7 минут; обмен равным количеством вопросов, с фиксированным временем на ответы до 3 минут; заключительное слово участников - по 3 минуты.

7.

В связи с тем, что руководство "Уралсвязьинформа" категорически отрицает нарушения компанией прав потребителей и злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг связи, а Гражданская палата и Правозащитный центр категорически на этом настаивают, конфликт, по мнению ПГП и ПРПЦ, адекватно может быть разрешен только в суде, где у сторон будет возможность публично и ответственно представить суду и обществу все имеющиеся у них аргументы, свидетельства и документы, подтверждающие их позиции. К сожалению, российское законодательство не позволяет Гражданской палате и Правозащитному центру оформить в виде судебного иска весь объем потребительских и антимонопольных претензий к "Уралсвязьинформу". Поэтому обе организации предлагают руководству "Уралсвязьинформа" исполнить свое намерение, озвученное на пресс-конференции 24 марта и обратиться в суд с иском против Гражданской палаты и Правозащитного центра, которые, по мнению связистов, своими заявлениями "нанесли удар репутации "Уралсвязьинформа". Оценивая правомерность иска суд обязан будет рассмотреть по существу как претензии ПГП и ПРПЦ, так и контраргументы УСИ.

8.

Гражданская палата и Правозащитный центр сожалеют, что в пылу полемики руководство "Уралсвязьинформа" так и не отреагировало ни на одно предложение ПГП и ПРПЦ по улучшению ситуации в сфере услуг связи. Среди этих предложений были:

    Провести технические мероприятия, позволяющие фиксировать факты несанкционированных подключений. Создать межведомственную комиссию по решению проблемы несанкционированных подключений.
    Ввести систему дифференцированной оплаты услуг связи в зависимости от качества связи, обусловленной техническими возможностями оборудования.
    Обеспечить предоставление предусмотренных законодательством льгот на всю сумму оплаты услуг телефонной связи.
    Стоимость целого ряда услуг привести в соответствие с фактически произведенными затратами.
    И др.

9.

В Пермской области один из самых высоких в стране уровень монополизации рынка телекоммуникационных услуг. ОАО "Уралсвязьинформ" оказывает в регионе более 80% услуг местной связи и 90% услуг междугородной связи (информация Россвязьнадзора на июнь 2002 года). Именно это обстоятельство является истинной причиной дороговизны, низкого качества и дефицита многих пермских телекоммуникационных услуг. Монополизм порождает вседозволенность, отсюда и многочисленные нарушения прав потребителей.

    Тарифы на услуги "Уралсвязьинформа" - одни из самых высоких в стране и самые высокие на Урале (многие пермяки знают, что звонок из Перми, например, в Москву или в Екатеринбург обойдется им почти в два раза дороже, чем звонок из этих городов в Пермь)
    Объем реализации услуг связи в среднем в год на одного россиянина составляет 1 800 рублей, а в Пермской области этот показатель равен всего 1 160 рублям. Т.е. оказываемый пермякам общий объем услуг связи почти в два раза меньше, чем в среднем по стране, и это при том, что Прикамье входит в десятку наиболее развитых регионов России и потребности в услугах связи у нас значительно выше, чем во многих других регионах.
    Тропа, протоптанная в суды потребителями услуг "Уралсвязьинформа", не зарастает уже многие годы. За последние несколько лет только в Правозащитный центр обратились более 400 пермяков с просьбой помочь им составить судебный иск в связи с нарушениями их потребительских прав "Уралсвязьинформом"

Такое положение дел негативно сказывается на социально-экономическом развитии региона, так как качественные, разнообразные и доступные телекоммуникации лежат в основе и современной экономики, и современной политики, и современной социальной сферы. Гражданская палата и Правозащитный центр считают, что кардинальное изменение к лучшему ситуации на пермском рынке услуг связи и реальное соблюдение прав потребителей возможно только с принятием реальных антимонопольных мер в отношении "Уралсвязьинформа". Руководство области, федеральные и региональные антимонопольные органы должны принять немедленные меры к созданию условий для допуска на пермский рынок услуг телефонной связи других операторов связи, а также конкретные меры по разукрупнению ОАО "Уралсвязьинформ". Кроме того, очевидна необходимость проведения независимой экспертизы ценообразования предприятия-монополиста, желательно с участием экспертов из международных организаций. ПГП и ПРПЦ в настоящее время рассматривают возможность проведения общественной экспертизы ценовой политики "Уралсвязьинформа".

10.

Можно купить благорасположение большинства СМИ, можно наводнить город рекламой, можно о чем угодно договориться с властями, НО:

    Сотни, если уже не тысячи людей в страхе потерять телефон платят сотни тысяч рублей за междугородние переговоры, которые они не вели
    Тысячи людей платят за плохую связь столько же, сколько за хорошую
    Пермяки не могут получать более дешевые и более качественные услуги связи только потому, что "Уралсвязьинформ" активно препятствует проникновению на наш рынок альтернативных операторов
    Десятки тысяч инвалидов и ветеранов не могут получить в полном объеме положенные им по закону льготы
    Тысячи пермяков продолжают беспомощно подписывать невыгодные для них договоры с "Уралсвязьинформом"

Слишком долго умение эффективно управлять современным, высокотехнологичным и социально обремененным бизнесом мы путали с умением "Уралсвязьинформа" зарабатывать деньги на монопольно приписанных к нему потребителях.

Пресс-служба Пермской гражданской палаты и
Пермского регионального правозащитного центра

Размещено 01.04.2003

 Главная / Самое актуальное / "Уралсвязьинформ"






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.