НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / О нас / Обращения и заявления

ОБРАЩЕНИЯ И ЗАЯВЛЕНИЯ

О возможности участия российских гражданских организаций в консультациях с органами государственной власти по созданию федеральной Общественной палаты

Заявление пермских гражданских организаций

Пермь

12 октября 2004 г.

В связи с обострившимися внутри российского гражданского общества спорами вокруг инициативы Президента Путина по созданию Общественной палаты считаем необходимым заявить следующее:

1. В силу различных причин федеральные представительные органы власти - Государственная Дума и Совет Федерации - окончательно утратили функцию народного представительства. Несмотря на соблюдение демократических избирательных процедур, Федеральное Собрание сегодня не в состоянии представлять и продвигать во власти значимые общественные интересы. По сути, верховная российская власть утратила основной канал обратной связи с населением страны.

2. Мы считаем, что причиной такой ситуации является не только курс Президента Путина на "восстановление вертикали власти", но и глубокие многолетние изменения в самом российском обществе, в значительной степени деидеологизированном и деполитизированном.

3. Отсутствие у федеральной власти обратной связи с обществом - это проблема не только общества, но и самой власти. В современном цивилизованном мире, к которому мы относим и Россию, никакая власть, даже самая жесткая, не может долго существовать в отрыве от общества. Чем больше отрыв, тем более неуправляема ситуация в стране, тем ближе хаос. В этом смысле инициатива Президента Путина может представляться естественной попыткой хоть как-то сократить этот отрыв.

4. Мы понимаем, что инициатива Президента Путина по созданию Общественной палаты может реализоваться фиктивно. Мы понимаем, что создание Общественной палаты может преследовать цели, нам не известные и не имеющие никакого отношения к налаживанию созидательных взаимоотношений между верховной российской властью и активной частью общества. Но мы так же понимаем, что в современных российских условиях наделение любой властной инициативы презумпцией зла - не только наивно, но и безответственно. Мы не можем приветствовать фанатичную ненависть к государству и к конкретному режиму со стороны части гражданских организаций. Российское общество не находится в состоянии гражданской войны с российским государством, более того, в обществе нет оснований для такой войны. Современная российская власть отчуждена от общества, некоторые ее инициативы общественно опасны, но она не является принципиальным врагом общества.

5. Мы считаем, что диалог между представителями высших органов государственной власти России и представителями различных групп российского гражданского общества по поводу создания Общественной палаты в принципе возможен и целесообразен. Мы считаем неразумным ограничивать возможность консультаций выдвижением предварительных идеологических или политических условий. Предварительно имеет смысл оговаривать лишь статус, форму и предмет переговоров. Содержательные условия и ограничения могут формулироваться в ходе диалога, по мере прояснения позиций сторон, вплоть до полного выхода из переговорного процесса.

6. Мы считаем целесообразным в ходе консультаций по созданию Общественной палаты добиваться реализации следующих положений:

  • Миссия Общественной палаты - презентация и продвижение в федеральных органах власти максимально широкого спектра общественных интересов.

  • Основные инструменты Общественной палаты:

    • право общественной экспертизы федеральных законодательных и административных инициатив на предмет их соответствия/несоответствия общественным интересам; экспертное заключение Общественной палаты обязательно для рассмотрения соответствующими органами государственной власти;

    • право общественной инициативы по наиболее актуальным проблемам взаимодействия российского общества и государства; инициативы Общественной палаты обязательны для рассмотрения соответствующими федеральными органами государственной власти;

    • право общественного расследования фактов массового или грубого несоблюдения/нарушения прав и законных интересов граждан;

    • право общественного контроля государственных учреждений и организаций на предмет соблюдения ими прав и законных интересов граждан.

  • Способ формирования Общественной палаты должен обеспечивать вхождение в нее представителей реальных, эффективно отстаивающих общественные интересы некоммерческих организаций, представляющих основные группы общественных интересов и основные отрасли российского некоммерческого сектора.

7. Общественная палата не должна стать монополистом - единственным или главным каналом взаимодействия гражданского общества и власти на федеральном уровне. Наряду с Палатой должны сохраниться условия для существования старых и создания новых диалоговых механизмов (общественные, экспертные, консультационные, координационные советы и комиссии при министерствах, ведомствах, органах представительной власти и т.п.).

8. Мы понимаем, что краеугольным камнем в деятельности будущей Общественной палаты является способ ее формирования. Мы также понимаем, что справедливые легитимные выборы в Общественную палату - невозможны, т.к. число выборщиков объективно не поддается определению. По-видимому, единственным реальным и легитимным способом формирования Палаты является назначение ее членов существующими федеральными органами государственной власти. Что, в свою очередь, требует от Президента и Федерального Собрания беспрецедентной для них политической доброй воли, учитывающей реальное соотношение различных фракций и секторов внутри российского гражданского общества. Отсутствие со стороны власти четко и публично сформулированных гарантий такой доброй воли (например, обязательная процедура предварительных консультаций) будет для нас достаточным основанием для неучастия в деятельности Общественной палаты.

9. В российском гражданском обществе давно и объективно существует разделение общественных организаций по их отношению к государству. Одни организации, оказывая конкретную помощь конкретным людям, пытаются следовать в русле государственной политики, привлекают для своей деятельности, прежде всего, государственные ресурсы, другие, наоборот, защищая права и интересы граждан, как правило, выступают оппонентами государства, пытаются привлекать ресурсы самого общества. Все больше появляется общественных организаций, которые относятся к государству прагматично - всего лишь как к одному из возможных контрагентов. Представляя разные общественные интересы, разные общественные организации выбирают различные способы их отстаивания. И те, и другие, и третьи организации нужны российскому обществу, и те, и другие, и третьи должны быть представлены в Общественной палате. Если этого не произойдет, Общественная палата превратится в инструмент раскола российской общественности. Мы надеемся, что не это было целью президентской инициативы.

Пермская гражданская палата

И.В. Аверкиев

Пермский региональный правозащитный центр

С.В. Исаев

Пермское областное отделение Общества "Мемориал"

А.М. Калих

Пермский медицинский правозащитный центр

Е.В. Козьминых

Пермский Центр поддержки демократических молодежных инициатив

Е.В. Скрякова

Пермская областная организация Всероссийского общества инвалидов

В.И. Шишкина

Пермское Общество развития предпринимательских инициатив

Д.Г. Галицкий

Пермский Фонд культуры "Юрятин"

В.В. Абашев

Пермская киностудия "Новый курс"

П.А. Печенкин

Размещено 12.10.2004

 Главная / О нас / Обращения и заявления






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.