ПЕРМСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПАЛАТА
614006. г. Пермь, КДЦ, ул. Куйбышева, 14, к. 203. т. 212-21-84
Отчёт о реализации Пермского волонтёрского проекта "Союз добровольцев"
1 февраля 1998 года – 31 января 1999 года
В соответствии с проектом работа осуществлялась по всем заявленным направлениям.
1. Создание и деятельность информационно-диспетчерской
службы "Доброволец"
Диспетчерская служба
работала в течение всего срока реализации проекта, с небольшими перерывами в
августе и ноябре 1998 г., вызванными сменой основного помещения проекта. В
рамках диспетчерской службы вёлся приём заявок на обслуживание,
консультирование волонтёров и благополучателей лично или по телефону. Режим
работы: рабочие дни с 10 до 18 часов. За время реализации проекта было
зарегистрировано 294 обращений за помощью, не только от граждан, но и от
общественных организаций ("Хоспис", Общества инвалидов и др.). Велась книга
учета обращений. Диспетчирование осуществляли по графику менеджер и ассистенты
проекта.
2. Пресс-мониторинг
"Доброволец – благополучатель"
С целью информирования
благополучателей и волонтёров, а также для пропаганды добровольческого труда
вёлся активный пресс-мониторинг. Информация размещалась на правах социальной
рекламы. Часть материалов носила репортажный характер о деятельности "Союза
добровольцев", отдельных благополучателях и волонтёрах. Всего было опубликовано
около 35 материалов, из них 15 в печатных СМИ и около 20 в электронных. 4 раза
проводились акции по распространению листовок о деятельности Союза и листовок
привлекающих новых добровольцев, всего было развешено около 350 листовок.
3. Создание библиотеки и
видеотеки
За счёт благотворительных
пожертвований были сформированы библиотека и видеотека Союза добровольцев.
Библиотечный фонд включает в себя 73 тома художественной литературы. Видеотека
состоит из 40 кассет, художественных и научно-популярных. Благотворительное
предоставление во временное пользование книг и видеокассет осуществлялось по
заявкам благополучателей. Большой популярностью эта услуга не пользовалась.
4. Обучение добровольцев
В рамках проекта было
проведено 5 обучающих семинара, в том числе один выездной. Обучение проводилось
по следующим темам: "Оказание первой медицинской помощи", "Юридический ликбез
добровольца", "Формы организации досуга благополучателей", "Психологические
аспекты труда добровольца". Последний, выездной семинар проводился совместно с
обществом "Мемориал" и его можно признать самым удачным из всех, как по
количеству участников (30 человек), так и по качеству обучения, по
психологической атмосфере, сложившейся на семинаре. Кроме того, было проведено
одно заседание Клуба волонтеров и "круглый стол" в рамках Пермской ярмарки
общественных организаций "Пути взаимодействия волонтерских организаций".
5. Создание
материально-технической базы Союза добровольцев
За счёт средств гранта была
создана материально-техническая база "Союза добровольцев" (помещение,
компьютер, принтер, телефонная линия, канцелярские принадлежности).
6. Реализация
добровольческих программ
Помощь благополучателям
оказывалась на благотворительной основе членами Союза добровольцев или
привлеченными специалистами, с которыми заключались соответствующие формальные
или неформальные соглашения. Так например, был заключен договор с одним из
телеателье о благотворительном ремонте телевизоров, принадлежащих инвалидам и
престарелым. В данном случае Союз добровольцев определял благополучателей,
нуждающихся в этой услуге, и обеспечивал доставку телевизоров в ателье. Другой
пример: ремонт часов осуществлял инвалид-часовщик, сам обратившийся в Союз с
предложением благотворительно оказывать эту услугу нуждающимся старикам и
инвалидам. Привлеченные специалисты оказывали помощь на добровольной основе, не
получая от Союза никакого материального вознаграждения за свой труд. Члены
Союза добровольцев оказывали, в основном, бытовую и досуговую помощь. Помощь
оказывалась малообеспеченным старикам, инвалидам, многодетным семьям.
Постоянная бытовая
помощь на дому (бытовой патронаж)
За благополучателем
закреплялся постоянный волонтёр, который в той или иной степени регулярно
оказывал различные виды помощи (уборка помещения, простые виды ремонта,
осуществление покупок и т. д.). Всего таким образом было создано 12 пар
"доброволец – благополучатель". Из них 6 пар "просуществовали" более 6-и
месяцев.
Разовая бытовая
помощь
Помощь оказывалась по
заявкам благополучателей по следующим направлениям:
Ремонт бытовой техники – 83 случая (утюги – 16, телевизоры – 8, радио – 4, магнитофоны –
1, электроприборы – 6, часы – 47, газовые плиты – 1, накачивание колёс у
инвалидной коляски – 1);
Уборка помещений – 42 (уборка в квартире – 5, мытьё пола, лестничных
площадок – 19, прибивание ковра – 1, мытьё окон – 7, утепление окна – 3,
пропылесосить, вытрясти ковры – 5, уборка снега во дворе частного дома – 2);
Покупка товаров - 41 (покупка лекарств – 19, продуктов – 16, другое – 6);
Пайка посуды – 19;
Приготовление пищи – 18;
Помощь в ремонте квартиры 13 (отшкуривание окна – 1, покраска чего-либо – 3,
вставка замка – 1О, оклейка обоями – 1, ремонт рамы – 1, побелка потолка – 2,
утепление двери – 2, простейший ремонт электропроводки – 2);
Социально-бытовое посредничество - 6 (помощь в трудоустройстве – 1, получение документов
для благополучателя – 5);
Рукоделие – 5
(пошив наволочек – 1, вязание мелких шерстяных вещей – 4);
Гигиенические услуги – 5 (помощь при принятии ванн – 1, парикмахерские услуги
– 2, массаж – 2);
Ремонт мебели - 3.
Всего разовая бытовая помощь на дому была оказана 122 благополучателям, при помощи 48 волонтёров. Большинству благополучателей было оказано несколько видов помощи.
Досуговое
обслуживание
Новогодняя акция
Суть акции: поздравить тех,
о ком, как правило, забывают в Новый год, кому праздник недоступен: одинокие
старики, инвалиды, дети-сироты, беспризорники. Члены Союза добровольцев
"добывали" продукты для подарков, организовывали вручение подарков или вручали
сами, привлекали к театрализованным поздравлениям художественные коллективы,
организовывали их выступления, рассылали почтовые поздравления и т.д.
Акция проходила с 9 декабря
1998 г. по 10 января 1999 г. и включала в себя следующие мероприятия:
поздравление на дому (подарок,
театрализованное поздравление) 13-ти тяжелобольных благополучателей
Союза добровольцев;
поздравление и вручение подарков 12-ти
бездомным на улицах;
обеспечение подарками
беспризорников в дневном приюте (200 сдобных изделий для 50-ти
беспризорников);
организация выездов самодеятельных
художественных коллективов в детские дома, спецшколы, приюты, больницы и т.д.;
почтовые новогодние поздравления 50-ти
благополучателей Союза добровольцев.
Чемпионат среди
инвалидов по игре "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"
Первый заочный чемпионат
инвалидов по игре "Что? Где? Когда?" был проведен "Союзом добровольцев"
совместно с Пермским интеллектуальным клубом IGC, при содействии, отдела по
делам молодёжи Администрации города Перми и Областного общества инвалидов
проведён. Чемпионат проводился в три тура по двум группам: детской и взрослой.
Результаты подводились по группам, а также выявлялся абсолютный победитель
среди всех участников. В каждом туре участникам предлагалось ответить на 30
вопросов в течение 2-х недель. Победитель чемпионата определялся по наибольшему
количеству правильных ответов. Победители и призёры были награждены грамотами
Интеллектуального клуба IGC и Союза добровольцев, а также призами от отдела по
работе с молодёжью Администрации города Перми.
Все участники чемпионата
занесены в банк данных Интеллектуального клуба IGC, для дальнейшего
сотрудничества. Некоторым из них, имеющим персональный компьютер, подарены
дискеты с отдельными тренировочными вопросами, и методичками игроков элитарного
клуба "Что? Где? Когда?" М. Поташёва "Составление вопросов" и Б. Бурды "Логика
в вопросе".
Сопровождение инвалидов
во время активного отдыха:
сопровождение групп инвалидов в походы выходного дня –
10 случаев;
сопровождение инвалидов на прогулке – 2;
сопровождение групп инвалидов в бассейн, спортзал –
12.
Сопровождение в походы выходного дня, сроком на 2-3
суток, осуществлялось по просьбе туристического клуба Областного общества
инвалидов. 2-3 волонтёра помогали инвалидам при посадке на электропоезд, а
также, в случае необходимости, при бытовом самообслуживании инвалидов.
Сопровождение на прогулку по городу осуществлялось по
заявке самого инвалида-колясочника.
Сопровождение в бассейн и спортзал осуществлялось по
просьбе спортивного клуба инвалидов. Волонтёры выполняли функцию санитаров при
перевозке инвалидов, в том числе колясочников, в специально оборудованном
автобусе и непосредственно во время плавания (спуск в воду, подъем и т.д.).
Пользование библиотекой и видеотекой
Всего были выполнены заявки 12 благополучателей.
Гуманитарная помощь
Сбор, доставка и
распределение гуманитарной помощи (продукты питания и одежда) для больницы,
средней школы и многодетных семей посёлка Пожва.
Распределение продуктов
питания (1 килограмм рыбы) 8-ми благополучателям Союза добровольцев (продукты
предоставлены благотворительной организацией "Благое дело"/Тимирязев Ростислав
Леонидович, т. 3422/ 34-24-50/)
Организация кампании в СМИ
по сбору благотворительных пожертвований для дневного приюта для беспризорников
(руководитель приюта Козлова Светлана Михайловна, т. 3422/ 12-21-91).
Всего в реализации
волонтёрских программ участвовало 104 добровольца. Различные виды
индивидуальной бытовой и досуговой помощи были оказаны 257 благополучателям.
Итоги
1.
Деятельность в рамках проекта
осуществлялась в соответствии с заявленными направлениями. Кроме того,
дополнительно были проведены указанные выше гуманитарные акции.
2.
По итогам проекта реализовано 7
целевых волонтерских программ (планировалось - минимум 6):
бытовой патронаж;
разовая бытовая помощь;
сопровождение инвалидов во время активного отдыха;
гуманитарная помощь поселку Пожва;
библиотека и видеотека;
новогодняя акция;
чемпионат среди инвалидов по игре "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"
3.
Проект предполагал привлечение к
участию в волонтерских программах не менее 30-40 добровольцев. По итогам
проекта всего в его программах участвовало 104 добровольца, из них 16 на
постоянной основе и 32 более или менее регулярно.
4.
Проект предполагал оказание
добровольческой помощи минимум 150-170 благополучателям. По итогам проекта
помощь была оказана 257-ми благополучателям, из них 12-ти в виде более или
менее регулярного патронажа, 24-ём благополучателям регулярно (часто)
оказывались разовые виды помощи .
5.
Проект предполагал проведение
минимум 6-8 обучающих мероприятий. Проведено 5 семинаров, одно заседание Клуба
добровольцев и один "круглый стол".
Уроки
Несмотря
на выполнение проекта, в части оказания услуг благополучателям, проект не
выполнен, в части создания массового добровольческого движения, на мой взгляд
по следующей причине: большинство заказов выполнялось силами Интеллектуального
клуба IGC, Творческого объединения "Сун-ду-шок", а также просто знакомыми
участников проекта. Однако в качестве положительного момента можно отметить
сформировавшийся волонтёрский актив из числа тех, кто пришёл именно в союз
добровольцев помогать тем, кто нуждается в помощи. Реализация проекта помогла
выявить этих людей. В дальнейшем предполагается создать под руководством одного
из участников проекта (являющегося одновременно и волонтёром) Каракулова Ю. А.
волонтёрскую организацию, с целью общения волонтёров, которые оказывали бы услуги
по предоставлению бытовой помощи по мере своих сил и возможностей. Через 2-3
года при естественном развитии эта организация действительно может стать
массовой. Массовые акции в сфере культурного обслуживания благополучателей и
сбора гуманитарной помощи будут реализовываться в рамках организации под
названием "Союз добровольцев" (под руководством Опариной И. А.). Ряд программ
будут осуществляться в рамках Волонтёрского центра общества "Мемориал" и Интеллектуального
клуба IGC.
По инициативе Пермского интеллектуального
клуба IGC, при содействии "Союза добровольцев, отдела по делам молодёжи
администрации города Перми и областного общества инвалидов проведён первый
заочный чемпионат по игре "Что? Где? Когда?". Чемпионат проводился в три тура
по двум группам: детской и взрослой. Результаты подводились по группам, а также
выявлялся абсолютный победитель среди всех участников. В каждом туре участникам
предлагалось ответить на 30 вопросов в течение 2-х недель. Победитель
чемпионата определялся по наибольшему количеству правильных ответов.
В случае одинакового
количества правильных ответов более высокое место в итоговой таблице занимал
участник с наибольшей суммой мест в 3-х турах. В случае одинакового количества
правильных ответов и суммы мест у нескольких участников более высокое место в
итоговой таблице занимал участник с наибольшим суммарным рейтингом, (сумма
рейтингов за каждый вопрос). Рейтинг вопроса вычисляется по формуле: N+1, где N
– количество неправильно ответивших участников.
Победители и призёры были награждены грамотами Интеллектуального клуба IGC и
Союза добровольцев, а также призами от отдела по работе с молодёжью
администрации города Перми.
Все участники чемпионата
занесены в банк данных Интеллектуального клуба IGC, для дальнейшего
сотрудничества. Некоторым из них, имеющим персональный компьютер, подарены
дискеты с отдельными тренировочными вопросами, и методичками игроков элитарного
клуба "Что? Где? Когда?" М. Поташёва "Составление вопросов" и Б. Бурды "Логика
в вопросе".
Размещено 16.02.2005