/Главная

Аверкиев Игорь Валерьевич

Страницы Аверкиева

Рекомендации гражданским активистам


Как относиться к инициативам властей, направленным на реформирование социальной сферы

Если мы живем в стабильном демократическом и социальном государстве, то:

1. ЛЮБОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ МОЖЕТ ПРЕСЛЕДОВАТЬ ТОЛЬКО ОДНУ ЦЕЛЬ - УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Например: реформы в сфере образования должны повышать доступность и качество образования; реформирование системы государственной поддержки инвалидов должно быть направлено на повышение доступности, объема и качества услуг, предоставляемых инвалидам и т.д. Социальные реформы, ухудшающие положение населения, подлежат отмене или глубокой корректировке. Ухудшение положения населения в результате социальных реформ выражается в уменьшении возможностей для удовлетворения базовых социальных, материальных и духовных потребностей.

2. Реформы, направленные на финансовое оздоровление и повышение эффективности государственного и муниципального управления социальной сферой, также, в конечном счете, должны приводить к улучшению положения населения.

3. В демократическом социальном государстве (а Россия таковым является по Конституции) существует только два случая, когда ухудшение положения населения в результате социальных реформ может быть оправдано:

  • Временное ухудшение положения целевых групп, связанное с глубокой ломкой сложившихся отношений, с переходом от старой к новой системе функционирования той или иной социальной отрасли. Внедрение новых механизмов обеспечения потребностей населения объективно требует дополнительного времени для их отладки, налаживания адекватного кадрового, материально-технического, методического, информационного обеспечения новаций. Но в этом случае соответствующие органы власти должны: во-первых, предупредить целевые группы о возможном временном ухудшении их положения; во-вторых, четко определить срок, в течение которого возможно это ухудшение; в-третьих, публично объявить и принять меры, направленные на смягчение негативных последствий социальных реформ.

  • Ухудшение положения населения в результате социальных реформ, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, требующими концентрации государственных ресурсов для преодоления этих обстоятельств. Речь может идти о глубоком экономическом кризисе, войне, широкомасштабных природных катаклизмах и т.п. При этом органы власти должны официально признать чрезвычайные обстоятельства и в соответствии с Конституцией оформить их правовой статус.

4. До начала социальных реформ соответствующие органы власти должны представить общественности и, прежде всего, целевым группам, социальное обоснование реформ - КАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ И БЛАГА ПОЛУЧАТ ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ. Эти выгоды и блага должны быть представлены в конкретных измеримых показателях (в рублях, в количестве человек, в перечнях новых услуг и т.д.).

5. Если цель реформирования той или иной социальной отрасли - повышение ее финансовой и управленческой эффективности, то органы власти должны объяснить, какие выгоды и блага в результате финансового оздоровления или оптимизации структуры отрасли получат ее целевые группы. ЭТИ ВЫГОДЫ И БЛАГА ТАКЖЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В КОНКРЕТНЫХ ИЗМЕРИМЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ. Повышение удобства и качества администрирования, не связанное с повышением качества и количества оказываемых населению услуг, не может быть целью социального реформирования.

6. Если в результате реформирования той или иной социальной отрасли планируется достичь экономии бюджетных средств, то соответствующие органы власти должны заранее оповестить целевые группы о том, КАКИМ ОБРАЗОМ БУДУТ ПОТРАЧЕНЫ СЭКОНОМЛЕННЫЕ СРЕДСТВА, КАКОВ ИХ ОБЪЕМ, БУДУТ ЛИ ОНИ СОХРАНЕНЫ ДЛЯ ОТРАСЛИ ИЛИ ОТРАСЛЬ И ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ЛИШАТСЯ ЭТИХ СРЕДСТВ?

7. Проводя социальные реформы, органы власти должны ЗАРАНЕЕ ОПОВЕСТИТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ О ПРОГНОЗИРУЕМЫХ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ РЕФОРМЫ (сокращение рабочих мест, временное прекращение или сокращение тех или иных услуг, ухудшение территориальной или иной доступности услуг и т.п.) и представить программу мер по преодолению этих негативных последствий.

8. Если осуществляемые социальные реформы не приводят к значительному улучшению положения целевых групп, то такие реформы не должны быть реализованы, так как СТАБИЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ БЛАГ. Стабильность не может обмениваться на реформу, приводящую лишь к незначительным позитивным изменениям.

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ НЕ МОГУТ ПРОВОЦИРОВАТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. Власть, допускающая при реформировании такие конфликты, некомпетентна и подлежит замене. Должностные лица, в ходе реформирования провоцирующие своими действиями эскалацию социальной напряженности, должны отстраняться от занимаемой должности и привлекаться к ответственности.

10. ОБО ВСЕМ, ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ УЗНАВАТЬ ЗАДОЛГО ДО НАЧАЛА РЕФОРМ, В ПОНЯТНОЙ ФОРМЕ И В ОБЪЕМЕ, ДОСТАТОЧНОМ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА РЕФОРМ И ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

11. Осуществление социальных реформ не должно приводить к нарушению прав и законных интересов граждан. Если социально значимые реформы не могут быть реализованы без ограничения прав и законных интересов конкретных групп населения, то эти ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТЬ ДОЛЖНА КОМПЕНСИРОВАТЬ ГРАЖДАНАМ В АДЕКВАТНОЙ И КОНКРЕТНОЙ ФОРМЕ (денежные компенсации, оказание дополнительных услуг, предоставление привилегий и т.п.)

12. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ НЕ ДОЛЖНЫ РАЗРУШАТЬ НАКОПЛЕННЫЙ В РЕФОРМИРУЕМОЙ ОТРАСЛИ КАДРОВЫЙ, МЕТОДИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. Социальные реформы не должны разрушать доверия между людьми, между людьми и властью. Если этого доверия не было, то реформы должны содействовать возникновению этого доверия.

13. Органы власти не имеют права приступать к реформированию чего бы то ни было, не просчитав социальных и морально-психологических последствий. НАУЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЛЮБЫХ РЕФОРМ.

14. Решение об осуществлении реформ и программа реформ не должны согласовываться с целевыми группами (суверенитет власти при принятии подобных решений не может быть ограничен), но программа реформирования обязательно должна быть вынесена на гражданскую экспертизу всех заинтересованных социальных и профессиональных групп. РЕФОРМА, НЕ ПРОШЕДШАЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, НЕ МОЖЕТ ЗАПУСКАТЬСЯ.

15. Непосредственное РЕФОРМИРОВАНИЕ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ АБСОЛЮТНО ГЛАСНО, В ТЕСНОМ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП И ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ. Отсутствие такого взаимодействия может свидетельствовать "о тайных помыслах властей" и провоцирует нестабильность и конфликтность в процессе реформ.

16. РЕФОРМЫ ДОЛЖНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НЕ НАНОСИТЬ ГРАЖДАНАМ МОРАЛЬНЫЙ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ. Если такой ущерб все-таки нанесен, он должен быть немедленно компенсирован и желательно в досудебном порядке (т.е. в максимально безболезненном для судьбы реформ).

17. ВЛАСТЬ, НЕ УМЕЮЩАЯ ПРИЗНАВАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ В ХОДЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ, БЕЗОТВЕТСТВЕННА, ТРУСЛИВА И ЭГОИСТИЧНА.

Председатель Пермской гражданской палаты
И.В. Аверкиев

Размещено 06.09.2005
Опубликовано в газете "Личное дело" №12(93)

/Главная

На сайт ПРПЦ-ПГП
Designed by VNV

[an error occurred while processing this directive]