НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Авторские материалы Василия Мосеева

Пермская медицина — за гранью развала

Читайте статью нашего ведущего корреспондента Василия МОСЕЕВА, в которой он выносит жёсткий диагноз современному состоянию пермской системы здравоохранения. Состоянию, которое сложилось в результате помпезно заявленных в регионе реформ этой сферы.

Редакция

 

Василий Мосеев
СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА?..

Нужен ли пациент здравоохранению...
В новогодней и рождественской суете осталась незамеченной важная дата в жизни населения Пермского края: прошло ровно два года с начала реформы деятельности медицинских учреждений. В конце декабря 2008 года министерством здравоохранения региона был издан приказ № 2757 с трудночитаемым названием "О введении системы фондодержания, оплаты по подушевым нормативам амбулаторно-поликлинической помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края".

...Люди готовились к праздникам. В немыслимых количествах закупали подарки и продукты. А потом, видимо, все вспомнили о друзьях, родных и включились в поздравительный обзвон. Наверняка я был самым занудным участником этого процесса. Попутно с "желаю тебе…" вел опрос. что же изменилось в медицинском обслуживании за последние годы. Как это сегодня называется? Интерактивный опрос! "...Труднее стало записаться на прием к участковому врачу", "… тем более, к "узкому" специалисту", "не направляют в больницу до последней возможности", "хуже стало отношение врачей к пациентам"… Список проблем получился длинный и безрадостный. Словно причитания профессиональной плакальщицы. И у каждого оказалась своя грустная или совсем трагическая история.

Записей в блокноте по этому поводу собралось много. Но ни одну из них публиковать было нельзя. Нет подтверждающих документов. И вот мне передали документы о, вероятно, одной из самых типичных историй человека, заболевшего в разгар реформы пермского здравоохранения… Увы, подтвердить историю бумагами смогла уже только сестра, Софья Михайловна.

 

"Госпитализации не подлежит"
- Сестра Лина (имя изменено) заболела в субботу. В воскресенье боли в животе стали острые, и я вызвала "скорую". Приехали быстро. Осмотрели и приблизительно в 11 часов привезли в городскую больницу №2. Приходили врачи, мяли живот. Она все время говорила: "Очень больно, не трогайте". Не могла ходить - дали кресло-каталку. Два раза делали рентген, ничего не обнаружили. Видимо, ничего не выявили и в результате исследований на УЗИ, анализов крови, мочи. Через несколько часов подошла врач-уролог, сказала, что оснований определить в урологическое отделение нет.

Дальше в течение нескольких часов к нам никто не подходил, хотя я все время спрашивала, где врач. Отвечали, что его нет, ждите. В этот момент в приемном покое была обстановка полного хаоса. Медбрат метался от одного больного к другому, пытался оказать помощь… Наконец, когда со всеми больными разобрались, и в комнате остались только мы с сестрой, прибежал молодой человек, очевидно врач, даже не подходя к нам сел за компьютер и набил справку, переврав даже отчество сестры. В выданной им справке № 2845 было указано: "Живот безболезненный (?), жалоб нет (?), госпитализации не подлежит".

Сбережение народа?... Фото - ikirov.ru
Фото - ikirov.ru
Я вызвала такси, с трудом перетащила сестру с каталки в машину и привезла ее домой. Лина еще набралась сил, с моей помощью дошла до квартиры и больше уже не вставала.

В понедельник по вызову пришла участковый врач. Осмотрела, но никаких анализов не назначила. Мне заявила: "Ухаживайте сами, хроников (?) в больницу не берем". Выписала обезболивающие лекарства и уколы.

Во вторник пришла медсестра, поставила укол, но даже не спросила о самочувствии больной. Я спросила, нельзя ли вызвать врача: Лина в полубессознательном состоянии, не ест, только часто просит пить. Ни в этот день, ни в среду медсестра на этот вопрос не ответила. И только в четверг объявила, что в пятницу могу вызвать! Но в этот день я наконец-то (пыталась все дни!) дозвонилась до заведующей нашей поликлиникой, объяснила ситуацию, и она посоветовала вызвать "скорую".

Сестру отвезли в первую медсанчасть, где, думаю, сделали все быстро. Дали выпить барий, постоянно возили на рентген. Врачи предполагали опухоль. А оказался аппендицит. Нетипичный, плохо диагностируемый. Время было преступно упущено. Начался перитонит. Операция уже не помогла, и сестра скончалась.

После похорон сестры я обращалась с жалобами во все мыслимые инстанции: от руководства поликлиники и больницы до министерства здравоохранения края и Росздравнадзора. Отвечали, у меня есть все ответы. Описывают течение болезни, приносят соболезнования. И все! Ни слова о тех, кто виноват, а самое главное - о созданной системе фондодержания, системе незаинтересованности врачей в лечении человека…

Стоп! В такой ситуации пришлось обратиться за разъяснениями о реализуемом проекте в Фонд обязательного медицинского страхования. Вот мнение на эту тему заместителя начальника отдела организации защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования Пермского краевого ФОМС Ирины Косяковой.

 

Наша цель - профилактика заболеваний!
- С 2008 года в Пермском крае внедряется региональный проект "Система фондодержания, оплата по подушевым нормативам амбулаторно-поликлинической помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края". При этой системе распорядителями денежных ресурсов - фондодержателями - являются поликлиники, они получают финансовые средства на прикрепившихся к ним застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан. Размер финансирования поликлиник зависит от количества прикрепленного населения. Таким образом, поликлиники-фондодержатели ставятся в условия конкуренции за население: чем больше прикрепленных, тем больше плановый объем финансирования.

Сбережение народа?... Фото - jobandstaff.ru
Фото - jobandstaff.ru
Основная задача поликлиники - это чтобы прикрепленное население меньше болело. Участковому врачу становится выгодно предупредить болезнь, своевременно организовать диспансерное наблюдение за пациентом, назначить эффективные лекарственные препараты, пролечить человека в дневном стационаре или стационаре на дому. Таким образом, во главу медицинской деятельности поликлиник ставится забытая в 90-х годах профилактика заболеваний.

Поликлиники оплачивают лечение при направлении пациентов на стационарное лечение и на внешние консультации специалистов (прием которых по тем или иным причинам отсутствует в данном медицинском учреждении).

В целях контроля объемов, сроков качества и условий предоставления медицинской помощи на территории Пермского края создана и действует система защиты прав застрахованных, состоящая из трех уровней: 1-й уровень - страховая медицинская организация; 2-й - экспертная комиссия при Пермском краевом фонде обязательного медицинского страхования; 3-й - координационный совет по обеспечению и защите прав граждан в системе ОМС на территории Пермского края.

С введением системы фондодержания, оплаты по подушевым нормативам амбулаторно-поликлинической помощи контроль со стороны ПКФОМС и страховых организаций за работой поликлиник усилился. При выявлении нарушений к медицинским учреждениям применяются финансовые санкции.

Необходимо особо отметить, что в настоящее время при проведении конкурсного отбора на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи помимо муниципальных медицинских учреждений заявки на участие подают медицинские организации с иной формой собственности. Основные условия участия - наличие лицензии на право осуществления медицинской деятельности, заключение договора, готовность работать по "государственным" тарифам и соблюдать установленные требования, предусмотренные, в том числе, медико-экономическими стандартами.

Система фондодержания - это система зарабатывания денег в медицине. Лечебные учреждения тщательно анализируют доход и расходование финансовых средств, таким образом, они учатся хозяйствовать в новых экономических условиях, не умаляя при этом значение слов "врач", "медицинская помощь".

Вот такие диаметрально противоположные оценки. Тогда я решил найти и выслушать человека, который буквально живет в этом медицинском "котле". К сожалению, не могу назвать фамилию главного врача одной из поликлиник. Его сняли бы с работы сразу после публикации. Такая система… Вот монолог человека, находящегося в самом центре эксперимента над нашим здоровьем...

 

Прикрепить. Но лечить некому...
- Проект наверняка разрабатывался с благими намерениями - улучшить финансирование поликлиник и больниц, помочь их развитию. А получилась суета и нервотрепка.

Сначала "в обязательном порядке, в крайне сжатые сроки" от нас потребовали прикрепить к каждой поликлинике все население. Чем, говорят, больше прикрепите, тем богаче будете. Не прикрепите - без денег останетесь… А народ: "Почему это я должен куда-то прикрепляться? Я в другую поликлинику хочу". И таких везде немало… Получается, финансовое состояние поликлиники зависит не от ее конкретной работы, а от глупого списка фамилий. Больше года только со списками мучились. Дальше еще хуже: идут эти граждане в больницу, мы их лечим. А при оплате сплошная неразбериха: у этого не та прописка, у того номер полиса не совпадает с действительным, у третьего отчество переврано... Идет время, оплаты от страховой компании за лечение нет. А в месяц это сотни тысяч недополученных рублей.

Сбережение народа?... Фото - barkala.ru
Фото - barkala.ru
Или еще интересней. Пациент сходил на прием в другой поликлинике. Он по закону на это право имеет. Мне из той поликлиники приходит счет на оплату. А я его туда не направлял!

Вот и разделились сегодня поликлиники на два лагеря. В одних тупо лечат пациентов по предложенной сверху схеме, в других предлагают таким больным писать по образцу заявления: "Согласно Конституции РФ прошу направить меня в такое-то лечебное учреждение…" Пока в этом случае страховые компании к оплате документы принимают.

А вообще оборот документов в результате эксперимента вырос в разы. Нам уже лечением больных некогда заниматься. Врач больше думает не о состоянии здоровья пациента или своем лечебном решении, а о правильности заполнения сведений в компьютере и отчетах.

В целом система прикрепления пациентов сработала так: хорошо, что их много, но еще лучше, если бы они при этом в поликлинику не ходили. Лечебному учреждению это экономически невыгодно! Понятно, еще не выгодней и направление в стационар. Но пациенты вопреки воле чиновников как болели, так и болеют.

Финансовое положение в конечном итоге у нас нисколько не улучшилось. Сначала планировалось, что мы на поликлинику будем получать от страховых компаний по 19-20 миллионов рублей в месяц. Фактически получаем в пять раз меньше. То есть столько же, сколько получали до эксперимента. А все платежи, начиная с коммунальных, резко возросли!

Причины? Да вот один пример. Уж сколько лет остаются мизерными тарифы на медицинские услуги по ОМС. Одно посещение кардиолога в поликлинике стоит 120 рублей, стоматолога - 44 рубля, хирурга - 104 рубля. Низкие расценки и в больницах - от 300 до 600 рублей за один койко-день. А ведь там надо содержать помещения, оплачивать работу медперсонала, приобретать лекарства, кормить больных. обеспечивать работу медицинского оборудования и т.д. В этих условиях медицина как оставалась, так и остается в нищенском состоянии. Ободранные стены, рваные простыни, самые дешевые лекарства и питание, от которого заболеет и здоровый человек…

Но и это еще не все! У нас грядет серьезный кадровый кризис. Средний возраст врачей в наших поликлиниках и больницах - 50 лет. Через пять годков пациентов некому будет лечить. Выпускники медицинских академии и колледжа стараются улизнуть в частную поликлинику или совсем уйти из нашей сферы. Например, в торговлю. Знаете ведь присказку: "Лучшие менеджеры - врачи и учителя!"

Причина в том, что в ходе этого эксперимента как не решалась, так и не решается проблема оплаты труда сотрудников поликлиник и больниц. Средний медперсонал получает по 4-5 тысяч рублей в месяц. Попробуйте проживите на эти деньги! Да, подняли зарплату участковым врачам, в среднем до 15 тысяч рублей в месяц. Но бездумно. "Узкие" специалисты так и остались с мизерной зарплатой. В итоге возникли напряженные отношения с врачами общей практики. Сами "узкие" специалисты стали работать в 4-5 местах. Попасть к ним на прием для пациента - серьезная проблема. И в целом таких специалистов становится все меньше. Так, уже сейчас невозможно найти врача УЗИ… Я уж не говорю о буквально падающем профессиональном уровне врачей.

Созданной в нашем крае системе здравоохранения выгодно, чтобы человек вообще никого не беспокоил и… по-тихому умер.

 

Хотели как лучше…
Давайте, уважаемые читатели, сначала обсудим историю вопроса. Понятие "фондодержание" - отнюдь не капиталистическое. Оно появилось в нашей стране в 80-х годах прошлого столетия при перестройке, как "комплекс мер по формированию экономической мотивации работников первичного звена медицинской помощи к повышению ответственности за состояние здоровья населения". В течение нескольких лет система внедрялась в Ленинградской, Кемеровской и нынешней Самарской областях. Первыми от нее отказались в Ленинградской области по причине выросшей смертности населения. Затем по той же причине - в Кемеровской. И только в Самарской области система существовала до 2005 года.

В 2006 году в Москве кому-то из реформаторов пришла в голову идея реанимировать систему фондодержания. Даже несмотря на негативные последствия уже проведенных над населением опытов. Было принято решение о проведении финансово-организационных преобразований в 19 регионах страны. Но из них, судя по публикациям, только часть пообещали центральным властям провести реорганизацию в здравоохранении. Информации о тех регионах, которые согласились провести такую реформу, в Интернете нет. Как нет и нормативных документов по этой системе на федеральном уровне.

Наверняка для многих из нас так и останется загадкой, почему Пермский край один из немногих в России, а, скорее всего, единственный, стал огромной площадкой для медицинских опытов. Возможно, губернатора края привлекли действительно более прозрачные, чем раньше, системы подушевого финансирования медицинских учреждений и поощрения медицинских работников. Возможно…

Но всмотримся в суть происходящего. При крайней заинтересованности каждой поликлиники в "прикреплении" как можно большего числа пациентов (действительно "глупый список"!), лечебные учреждения оказались в положении полной незаинтересованности в их лечении. Каждый прием у врача, каждый медицинский анализ - это реально израсходованные поликлиникой деньги. А направление в стационар - вообще крепчайший удар по бюджету. Поэтому остро нуждающийся пациент не только неделями не может попасть к "узкому" специалисту, но и в стационар.

Любой врач боится не усугубления состояния здоровья пациента из-за своего ошибочного решения или даже его смерти (это еще доказать надо!), а боится вызвать неудовольствие начальства при сомнительной госпитализации пациента. Ведь будет использован "фонд"! Тот, при экономии которого медицинский персонал будет премирован. Как мне сказали в ФОМСе, "до 70 тысяч получают". И хорошо бы, если б рядом не плакала о своей сестре, умершей из-за нежелания провести глубокое обследование и отказа в госпитализации очередная Софья Михайловна.

В этих условиях имеющих страховые полисы людей просто вынуждают обращаться в платные поликлиники. За свои кровные и часто очень немалые деньги. Жизнь-то дороже. Многие из тех, кого я распрашивал о качестве медицинской помощи в нашем регионе, рассказывали, что только так, с помощью платной медицины, сумели сохранить свои жизни. У того воспалилось среднее ухо, у этого - острый пиелонефрит... По всем показаниям нужна срочная диагностика и, скорее всего, стационарное лечение. А если пациент надеется на помощь только участкового врача, то становится инвалидом или уходит в мир иной.

"...Главная цель начинания, - захлебывалась от восторга от пермских опытов одна из московских газет два года назад, - перейти от количества пролеченных больных к качественной врачебной помощи. Теперь "медицинский акцент" сместится в сторону профилактических мероприятий. Перед медиками стоит задача выявлять и лечить болезнь на ранних стадиях, пока еще не возникло осложнений". Устами автора мед бы пить. Тщетно я добивался от министерства здравоохранения края информации о сути этих профилактических мероприятий, их числе, эффективности и затратах Никто пояснений не дал. Медики согласны, что люди как пили, так и пьют, как курили, так и курят. Да и с самого начала было ясно, что некие "профилактические" мероприятия - отвлекающий свисток для обывателей. В очередной раз поверят…

Большими минусами созданной системы являются чрезмерная бюрократизация процессов обследования и лечения пациентов, незаинтересованность медицинского персонала в применении современного оборудования и лекарств, никак не возросшие финансовые потоки в медицинские учреждения и, соответственно, заработная плата персонала, даже ухудшившийся в последние годы уровень подготовки и переподготовки кадров и многое другое. Каждая из этих проблем заслуживает самостоятельной аналитической статьи.

На вынесенный в заголовок вопрос сегодня можно лишь однозначно ответить, что пермскому здравоохранению пациент нужен только для "прикрепления" к поликлинике. А вот для главного - лечения - не нужен. И не будет нужен до тех пор, пока главным источником финансов для медицинских учреждений будет искусственно созданная бюрократическая схема. А надо, чтобы таким источником стал сам человек, развитая медицинская страховая система. Именно по этому давно отработанному в других странах пути пошли во многих регионах России.

Василий Мосеев
Размещено 24.01.2011
Опубликовано в газете "За человека" №01(25)

Продолжение - Врач на страже бюджетных рублей

 Главная / Авторские материалы Василия Мосеева






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.