НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №5(021)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№5(021)
Сентябрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Музы

От редакции. На протяжении минувшего лета на территории музея истории политических репрессий, бывшего лагеря системы ГУЛАГ "Пермь-36" шла опера Бетховена "Фиделио". Проект осуществила международная команда постановщиков: художественный руководитель Георгий Исаакян, режиссер Майкл Хант (Великобритания), музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, сценограф Шарлотт Скин Кетлинг (Великобритания), художник по костюмам Фагиля Сельская (Москва) и более 500 исполнителей, среди которых солисты, артисты хора, миманса, статисты и симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета. По замыслу постановщиков все действие происходило в условиях открытого пространства музея. Мы решили представить вам весьма любопытное мнение зрителя об этом зрелище.

Атмосфера насилия заразна

Во избежание недоразумений и недопониманий сразу скажу, что мне "Фиделио" очень понравился. И сама идея, и в большей своей части ее реализация. И музыка, которая в зале воспринималась бы совсем по-иному - замкнутее и оттого несвободнее.

Сцена из спектакля. Фото - ng.ru
Сцена из спектакля. Фото - ng.ru
Я вообще-то не собираюсь анализировать оперу, полагаю, что для этого у газеты при желании найдутся свои маститые и даровитые перья. Скажу только, что, на мой взгляд, эксперимент удался.

Меня, в частности, заинтересовал один психологический момент, еще один, я бы опять сказал, "эксперимент", вспомнив попутно фильм "Эксперимент" немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля, поставленный по роману "Black Box" Марио Джордано. Это когда в "Фиделио" работала так называемая массовка (человек до 300, кажется, как заявлялось при объявлениях на кастинги). Особенно эффектно "перевоплощались" некоторые охранники, которые истово отталкивали прикладами других актеров массовки, играющих жен и матерей "узников режима". Или рьяно покрикивали на зрителей, марширующих в "колонне пленников". Естественно, все в соответствии со сценарием.

Иные играли настолько хорошо, что я почти физически ощущал животный страх, скользящий где-то в середине живота во время их криков. И мне вдруг стало боязно, вдруг показалось, что некоторые из "охранников" настолько увлечены ролью, что им трудно вернуться обратно, провести четкую границу между игрой и жизнью...

Помните, чем заканчивается фильм "Эксперимент", где простых штатских пригласили поучаствовать в эксперименте: поиграть в надзирателей и заключенных в реальной обстановке тюрьмы? Они настолько увлекаются, что в конце концов начинают убивать друг друга…

Естественно, я ошибался в своих размышлениях, которые так далеко могут завести. Однако, один из моих знакомых, с которым я случайно поделился своими впечатлениями, сказал, что у него возникали аналогичные чувства. И только теперь он вполне понимает, как так случилось, что тысячи вроде бы нормальных людей, к которым попало в руки оружие и власть, стали настоящими палачами.

...Эксперимент достиг своего апогея в предпоследней сцене "Фиделио", которая проходит в каменном строении особого режима, где зрители прижимаются к стенкам, а актеры работают в узком длинном коридоре шириной, кажется, не более метра. Певица, исполняющая главную роль - Леоноры (Фиделио), спасающей своего мужа из тюрьмы, - проходя мимо какой-то девушки-зрительницы, нацелившей объектив своего фотоаппарата, вдруг... резким движением (знакомым по телерепортажам о демонстрациях, разгоняемых силовиками) грубо ударила по объективу. Не прерывая пения.

Ну, в общем, да, организаторы предупреждали ведь, что фотографировать на спектакле запрещено. И перед этой сценой особенно предупреждали. Но все равно снова - и уже окончательно и бесповоротно - стало не по себе оттого, что роль охранителя, я бы даже выразился, цензора, взял на себя уже не почти случайный человек массовки, а профессиональная актриса, более того, олицетворяющая символ свободы в этом спектакле. Видимо, заразившись атмосферой гениального эксперимента...

Андрей Глухих,
неравнодушный зритель

Размещено 11.10.2010

 Главная / Наша газета / №5(021)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.