НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №5(021)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№5(021)
Сентябрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Воспитание

Счастье как ресурс детства

В детстве, как только мы с братом вырастали из каких-то вещей, бабушка бежала в соседний дом, относя платья, ботинки и еще какие-то не очень выношенные вещи детям менее обеспеченных родителей. Она как человек, испытавший разные тяготы жизни, знала цену заботе о других. Не скажу, что мы ни в чем не нуждались, но в нашей жизни было самое главное - семья, полный комплект: папа-мама, бабушка-дедушка, дядя. В этом относительно большом сообществе взрослых и я, и брат всегда могли выбрать, с кем объединиться для решения наши детских задач, важных для детей образца 1980-х годов. Мы были поняты, знали, что нас любят, верили, что помогут, если что-то пойдет не так. Именно этот тыл позволяет нам до сих пор принимать решения, изменять жизнь, нести ответственность. И это я считаю счастьем. Счастье - когда есть с кем поговорить о своем, есть на кого опереться. Нам повезло...

Дети из объединения "МиР" вместе с детьми-сиротами - найдите 10 отличий!
Дети из объединения "МиР" вместе с детьми-сиротами - найдите 10 отличий!
После поездки в детский дом города Краснокамска я часто думаю о том, на кого в жизни могут опереться эти дети. С ужасом понимаю, что даже на себя не могут. Искренне верю англичанке Ханне Хилд, которая уже немало лет работает с детьми, оказавшимися в трудном социальном положении. Ханна 5 лет жила в Перми и руководила пермским российско-американским проектом "Мост любви", работающим с беспризорниками и сиротами. Рассказывая о проблемах выпускников детских домов, Ханна отмечает: "Очень много раз мы, сотрудники "Моста любви", видели, когда ходили в кафе с выпускниками детских домов, что они не знают даже как вилку и нож использовать правильно, т.е. они привыкли есть ложкой и все. Они не знают, что сахар добавляется в чай. Они думают, что чай просто так сладкий. А как они могут знать, как готовят еду?! Ведь они выросли так, когда ты сидишь в столовой, тебе приносят еду, а ты не видел процесс приготовления и то, что было до того как тебе ее принесли. Абсолютно тоже самое с деньгами. Т.е. тебя одевали, тебе дали все, что тебе нужно, а когда ты выходишь из детского дома, тебе дадут деньги, а ты не знаешь, что делать с этими деньгами. Они тратят эти деньги бездумно...".

Вот уже несколько месяцев, размышляя над этим высказыванием, я задаю себе вопрос: кто и как должен социализировать этих детей? После поездки в Краснокамский детский дом этот вопрос стал более актуальным в связи с тем, что появилось подтверждение: даже в хорошем детском доме, с активным и инициативным директором, в относительно нормальных материальных условиях дети не могут стать полноценными членами общества. В силу разных причин: закрытости учреждения, жёсткой режимности организации жизни детей, отсутствия возможности выбора не только вещей и материальных благ, но и взрослых, влияющих на воспитание и развитие юного гражданина нашей страны. Задумайтесь, сколько раз выбирает ребенок в семье: начиная с того, что хочет съесть, заканчивая влиянием на выбор школы, летнего отдыха и того, с кем из взрослых, наших друзей и знакомых, он будет общаться, а с кем нет. Конечно, наивно полагать, что воспитание детей-сирот - 100% задача государства. Стоит ли возлагать всю меру ответственности за этот многогранный и сложный процесс на сотрудников детского дома? Нельзя покушаться на личный ресурс, требовать можно лишь профессионализма в выполнении обязанностей. Сегодня территория детского дома - место, где власть чиновников безгранична. В то время как жизнеустройство детей-сирот после их выпуска крайне важно для общества, поскольку и от них зависит будущее нашей страны. Они - трудоспособное население - тот ресурс, за который борются цивилизованные страны (в частности, интенсивно стареющая Европа). И именно для детей детских домов, впрочем, как и для приемных семей, должны создаваться обществом условия социализации.

На самом деле, при заинтересованном подходе использовать общественность как ресурс для развития детей сирот реально и не очень затратно. Цена вопроса - человеческое участие. Сколько часов в день мы тратим на общение по телефону, просмотр телевизора, гуляние по магазинам или что-то еще? Не считаю, что это не важно, просто интересуюсь. Неужели при необходимости нельзя выделить несколько часов для того, чтобы поделиться своим опытом, знаниями, умениями с детьми? Думаю, что для многих, как и для меня, это вполне реально. Сколько в повседневной реальной жизни есть вещей, которые каждый из нас знает и может с легкостью научить этому других?! Например, у меня много знакомых дам, бодрых и активных, несмотря на глубоко пенсионный возраст, которые умеют шить, вязать, готовить вкусные блюда из простых и недорогих продуктов. У меня есть приятель, который в 35 уже несколько лет прикован к инвалидному креслу, он разбирается в компьютерах и иногда страстно хочет посмотреть на мир не только из окон своей квартиры. К чему эти рассказы о знакомых? К тому, что все они могли бы в качестве волонтеров поделиться опытом, знаниями, умениями, интересами с детьми. Ведь шанс выбрать из множества вариантов людей и занятий то, что тебе близко и интересно, того, с кем тебе хочется поговорить, значительно выше. И эту функцию не могут взять на себя сотрудники детского дома, потому что они на работе. Можно ли требовать от человека "при исполнении" постоянного душевного труда, переживания, участия и прочего? Иногда он должен просто мочь качественно выполнять свою работу: обеспечивать безопасность, создавать условия, координировать действия. Люди выгорают, когда работа требует 100%-й самоотверженности и личной ответственности за других.

Вот и Ханна Хилд со мной согласна: "Поддерживать надо этих ребят. Ими надо заниматься, предоставить им возможности исправить свои ошибки и не выкидывать их в 18 лет. Когда они выпускаются, они, конечно, взрослые, потому что им 18 лет, но они дети. Это дети, которые не развивались как обычные дети в семье".

Современный детский дом - закрытая и зависимая структура. Можно долго описывать, уже в другой статье, сколько усилий (сил, энергии, упорства, компетентности в законодательных и прочих вопросах) пришлось затратить, чтобы обеспечить нам возможность попасть в детский дом. А мы ведь в сущности и хотели только поиграть с ребятами, разнообразить их образовательный опыт через игры, через общение со сверстниками и другими ребятами. Безусловно, детский дом не может жить, пуская "кого попало", не контролируя ситуацию с приходящими людьми. Безопасность важна. Мы ведь и домой к себе человека с улицы вряд ли пустим. Но ведь в качестве фильтра могут выступать общественные организации, готовые выступить посредниками между волонтерами и детскими домами. "Если детский дом сотрудничал бы с общественными организациями, можно было бы просто предоставить общение, т.е. просто приходить в детский дом, провести там время с ребятами, просто с ними общаться", - так сказала в нашей беседе Ханна. Так думаю и я. Ведь по-настоящему счастье - это когда ты можешь чем-то поделиться: мыслью, чувством, знаниями или тем, что умеешь, да мало ли чем!..

Участники Молодёжного творческого объединения "МиР" после поездок-встреч с детьми из Новозалесново, Чайковского, Краснокамка стараются поддерживать контакты через социальные сети (ISQ, "В контакте"), но, к сожалению, мало у кого из детей-сирот есть такие технические возможности. Думается, что было бы интересным и полезным для детей любого социального статуса общаться с разными сверстниками и с разными взрослыми. Ведь счастье - это когда тебя принимают таким, какой ты есть. Счастье подростка в возможности выбора. А есть ли это у ребенка в детском доме? Не думаю. Даже исходя из того, что, лишившись родителей или возможностей их поддержки, оставшись без участия родственников в жизни, тебе "светит" стать кадетом, осваивая каждый день построение как образ жизни.

Общественные организации и просто активные пермяки, если у вас есть возможность поделиться хотя бы небольшим кусочком своего времени с детьми из детских домов, сделайте это пожалуйста! Организовать это помогут, например, в том же "Мосте любви".

Мария Черемных,
руководитель МТО "МиР"

Размещено 11.10.2010

 Главная / Наша газета / №5(021)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.