НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №5(021)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№5(021)
Сентябрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Кино

Тайны в его/её/их глазах

"Тайна в его глазах" ("El secreto de sus ojos"). Режиссер: Хуан Хосе Кампанелла.
Страна: Аргентина, Испания. Жанр: драма, детектив, мелодрама. Год выхода: 2009.

Из истории
В этом году статуэтка премии "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке уехала в Аргентину. Фильм аргентинца Кампанеллы оставил позади себя даже знаменитую немецкую картину "Белая лента" Михаэля Ханеке. Для Кампанеллы это не первая попытка остаться в истории кинематографа - в 2002 году его фильм "Сын невесты" был номинирован на "Оскар". Но тогда удача не улыбнулась ни ему, ни фильму "Амели", приз взяла боснийская картина "Ничья земля".

Кадр из фильма. Фото - afisha.ru
Кадр из фильма. Фото - afisha.ru
Из сюжета
В фильме мы видим постаревшего судебного служащего Бенджамина Эспосето, который пытается написать роман. Но строки никак не складываются в страницы, а страницы - в главы. Бенджамин осваивает новую методику: в моменты полусна он просыпается и записывает то, что чувствует. Последняя его запись: "Мне страшно".

Эспосето пишет книгу о деле Рикардо Моралеса. Двадцать пять лет назад у Рикардо убили жену, расследование дела было поручено отделу Бенджамина. В это же время в это судебное подразделение приходит новый руководитель - молодая специалистка Ирэне Хэстингс. Именно с Ирэне - теперь уже прокурором - Бенджамин обсуждает идею своей книги.

Что же было в том деле Моралеса? Пытаясь найти убийцу, Бенджамин вместе с Моралесом смотрят семейные фотографии и обращают внимание на юношу, который на всех фото смотрит на убитую. По его глазам они понимают, что он любил жену Моралеса.

По глазам самого Бенджамина мы сразу же понимаем, что он влюблен в Ирэну. Развитие отношений - это, прежде всего, движение глаз. Хотя, о каком развитии можно говорить, если она собирается замуж за "своего мужчину", а Бенджамин достаточно стар и недостаточно богат? Ему никогда не увидеть её неотразимой улыбки, потому что "она только для моего мужчины"; когда он входит в её кабинет, Ирэна всегда спрашивает: "Мы будем говорить о личном? Нет? Тогда я оставлю двери открытыми". А тем временем в руки Бенджамина попадают письма убийцы, которые тот писал своей маме. Там постоянно звучат какие-то кодовые имена, одно из которых - "Расинг" - футбольный клуб из Авельянеды. О том, что такое "Расинг" для фанатов говорит один из завсегдатаев бара: "Расинг - это страсть. - Даже если он 9 лет не был чемпионом? - Страсть - это страсть". Именно там, на стадионе, Бенджамин встретит убийцу жены Моралеса.

Из традиции
Фильм "Тайна в его глазах" на 100% латиноамериканский. Дело не в массе героев и постоянном смешении любви и криминала. Во-первых, это ретроспекция. Бенджамин только сейчас сидел в своей комнате в наши дни, но когда он поворачивает голову - мы уже в 1974 году, во времена расследования дела Моралеса. (На этом же приёме ретроспекции полностью построен фильм Карлоса Сауры "Юг" ("El Sur"), снятый в 1992 году). К тому же время в жизни героев бежит так же, как и в произведениях другого латиноамериканца Габриэля Гарсия Маркеса: нет постоянного наблюдения за персонажами, есть несколько отрывков из их жизней. И, несмотря на это, нам становится важно узнать, как же они взрослеют, живут, стареют; благодаря двум историям - 1974 года и происходящей 25 лет спустя - мы знаем про Бенджамина, Рикардо, Ирэну всё.

Ретроспекция - это одна из черт латиноамериканского кино и литературы (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), это не просто ремарка: "Это было 20 лет назад...", а постоянное возвращение из "сейчас" в "тогда". Это особые отношения со временем (тот же Маркес, Борхес, Рульфо).

Ретроспекция требует непрекращающегося потока вопросов к себе. Бенджамин мучается: "А могло ли всё быть иначе? Это было в моей жизни или это было мною придумано? Мог ли я что-нибудь изменить? Как жить: сопротивляться или согласиться с обстоятельствами?" На некоторые вопросы он всё-таки получает ответы: "Если это всё-таки было, это случилось в этой жизни или в прошлой? - Нет никакой другой жизни, никакой прошлой жизни, есть только эта".

Во-вторых, музыка, в латиноамериканских фильмах она особенная. Это особое смешение национальных мотивов и оранжировки. Да, музыка, которая не просто заставляет впасть зрителя в нервическую дрожь, а играет свою незаменимую, далеко не второстепенную роль в фильме. Главная музыкальная тема - звуки расстроенного пианино. Красивая, приятная мелодия, сыгранная на разбитом, расстроенном инструменте. Вот уж где возможность для зрителя поразмышлять о возможных аналогиях и прообразах!

Кому стоит посмотреть
Я бы порекомендовала фильм "Тайна в его глазах" людям уравновешенным. Это жестокий, на мой взгляд, фильм, без флёра, фальши, соплей и слёз. Здесь вы не увидите "игру на зрителя", не испытаете желания поплакать, это не аргентинская мелодрама. Это качественный фильм про человека, систему, роли человека в этой системе. Это фильм про любовь, страсть и преданность. Это фильм про то, что по глазам и лицам можно читать. А ещё это фильм про неработающую печатную машинку, которую кто-то может починить специально для тебя.

Ольга Ершова
Размещено 11.10.2010

 Главная / Наша газета / №5(021)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.