НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №7(023)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№7(023)
Ноябрь 2010 г.

логотип газеты "За человека"

Благая весть

Кто поможет примирению?

С 1 января 2011 года вступает в действие закон РФ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Законодательным актом регламентируется внесудебное разрешение конфликтов. Что же изменится в нашей жизни с появлением нового правового института?

Зачем?
Новый закон появился тихо, без особого шума в прессе и обществе. Хотя может повлиять на жизнь любого из нас. Ведь споры и конфликты - неизбежный спутник человеческих отношений. Часто дело доходит до суда. Ежегодно в нашей стране рассматривается огромная масса дел. Суды буквально завалены работой. Отсюда затягивание сроков разрешения споров, многочисленные жалобы на качество судебных приговоров. А самое главное - после принятых решений стороны часто так и остаются недовольными исходом дела, судом, другой стороной. К кому только нет претензий... Конфликтность в обществе растет, что сопоставимо с социальным заболеванием, так как вызывает крайне нежелательные последствия для гуманитарного развития всего социума. Сила и принуждение могут только усугубить это опасное состояние.

Альтернатива ему - кропотливая работа над умениями и навыками слышать и понимать друг друга, складывающаяся традиция в общении и переговорах находить взаимоприемлемые решения. Поэтому на пути к гражданскому обществу, саморегулированию всех сторон жизни новый закон выглядит вполне понятной ступенью развития цивилизованных отношений между людьми. Надо только вникнуть во все его аспекты. Тем более, что в мире накоплен громадный опыт принятия внесудебных решений, различных форм работы в конфликтных ситуациях. Обратимся к мнению специалиста.

 

Лариса Соболева
Лариса Соболева, помощник председателя краевого суда (телефон 212-15-38; admin@pks.permregion.ru):
Медиация - эффективный способ разрешения конфликтов с помощью посредников

Этот закон делает важный шаг в развитии правового пространства России. Его цель - предложить обществу быстрый и эффективный способ разрешения конфликтов с помощью посредников в процессе переговоров, то есть медиацию.

Медиация будет проходить не в рамках государственных процедур. В соответствии с законом должно быть проведено обучение специалистов, которые создадут саморегулируемые организации. Вот эти объединения и будут заниматься посреднической работой.

Законом предусмотрено, что медиаторы будут заниматься в основном регулированием спорных вопросов, возникающих в связи с предпринимательской, экономической деятельностью, а также в трудовых и семейных правоотношениях. А в других сферах - если такая процедура предусмотрена законодательством. Ряд изменений в соответствующие правовые акты в связи с принятием этого закона уже внесены.

Во всех этих случаях медиатор стремится к тому, чтобы стороны слушали и слышали друг друга. Согласитесь, что это важно, особенно, при разводах, когда у пары есть ребенок. При классической медиации ведется работа с фактами. Например, в арбитражном процессе… Но надо помнить, что медиатор - не адвокат, а специалист, который помогает обеим сторонам найти в конфликте приемлемое решение.

Стороны конфликта при применении процедуры медиации будут заключать соответствующие договоры. Но в любой момент стороны имеют право прекратить процедуру медиации, разрешить конфликт в судебном порядке.

Хочу сказать, что для нашего края процедура внесудебного примирения не является уж совсем новой и неизвестной. Более 6 лет она применяется в работе с подростками. Надо сказать, что судьи знают об этой системе и, если видят перспективу примирения сторон, то рекомендуют обращаться в досудебном порядке в службы примирения.

Но вступающий в силу новый закон все-таки направлен на создание новой авторитетной системы, к помощи которой могут прибегнуть все граждане. И мы в самом начале пути с соответствующим набором проблем. Центральная из них - подготовка сертифицированных специалистов.

 

Выиграть должны все
Конечно, в небольшом комментарии невозможно охватить все аспекты этого чрезвычайно интересного законодательного акта. Например, поведение сторон в процессе примирения. Законодатель определил, что начать переговоры о решении проблемы обе стороны могут добровольно как до суда, так и во время суда. По желанию же любой из сторон переговоры сразу же прекращаются. Если проводится процесс медиации, а срок его обычно не должен превышать 60 дней, на это время увеличивается и срок исковой давности. Так что от применения этого закона ни одна сторона не проигрывает.

Закон предусматривает необходимость заключения договоров о применении процедуры переговоров, в которых должны быть указаны предмет спора, срок рассмотрения, оплата. Хотя такие услуги бывают и бесплатные. Это у нас, в России. Но если ориентироваться на применение подобных законов в Англии или США, то суммы оплаты услуг медиаторов там довольно высокие. Причем в этих странах есть две формы вознаграждения работы специалистов: почасовая и по итогам работы. Которая из них приживется в нашей практике, сегодня определить невозможно. У обеих есть преимущества и недостатки. Один нацелен на качественный конечный результат, другой - на оплату самого процесса работы медиатора…

Довольно подробно описано проведение переговоров.

Очень серьезная проблема - конфиденциальность в работе посредника. Медиатор ни в коем случае не имеет права передавать информацию одной стороны другой, если на это нет разрешения. А если передал? Механизма контроля деятельности и наказания медиатора за такое нарушение в законе нет. В этом случае могут быть серьезно нарушены права любого гражданина.

Но все же один из самых сложных аспектов нового закона - профессиональный уровень специалистов. Дело в том, что в закон изначально заложено деление медиаторов на профессиональных и непрофессиональных. Профессиональный должен иметь высшее специальное образование, пройти подготовку по утвержденной правительством страны программе, его возраст должен быть не менее 25 лет. К непрофессиональному требования по образованию вообще не предъявляются, возраст - не менее 18 лет, дееспособность и отсутствие судимости. Профессиональные медиаторы могут заключать все предусмотренные этим законом договоры. Роль непрофессиональных медиаторов в документе не регламентируется. Есть только единственное уточнение: медиаторами не могут быть лица, занимающие государственные и муниципальные должности, "если иное не предусмотрено федеральными законами".

 

Сергей Трутнев
Сергей Трутнев, юрист Пермского регионального правозащитного центра (телефон 212-90-01; center@prpc.ru):
"Слишком большие ожидания…"

Одного закона мало. У нас нет ни медиаторов, ни практик, ни поля, на котором посредникам надо действовать. Ничего, кроме намерений разгрузить суды и для этого адаптировать современный зарубежный опыт в России. Для эффективного действия закона должна быть принята государственная программа развития медиации. Иначе это пустые надежды.

У специалистов очень разные ожидания по отношению к закону. От оптимистичных до сравнения с очередным воздушным замком, мыльным пузырем. Считаю, медиация может работать. Но надо понимать, где она будет эффективна. В первую очередь, там, где есть проблемы в праве, где стороны слышат друг друга. И понимают, что победить в суде невозможно. Значит, нужны переговоры. Главные перспективы медиации в стране, на мой взгляд, в разрешении трудовых конфликтов и спорных вопросов в бизнесе. Как, например, в западных странах. Но там и главная составляющая профессиональных знаний медиатора - психология - развита лучше, чем в России.

 

Пермские ростки медиации
Как видно из приведенных выше мнений специалистов, оценки готовности общества к проведению примирительных процедур с помощью посредников очень разные. Поэтому для объективности картины хотелось бы обратиться к накопленному в регионе опыту. Тем более, что он все же есть. Во всяком случае, ситуацию можно анализировать.

Больше года на территории Пермского края региональным правозащитным центром реализуется проект "Повышение доступности правосудия для малоимущих граждан". Суть его - в создании системы центров по оказанию юридических услуг на территории края. Они размещены в городских и районных библиотеках. В каждом центре есть координаторы, помощники координаторов, которые и оказывают консультационные услуги. Систематически они выезжают и в соседние районы, где таких центров еще нет. В течение года услугами таких центров в регионе воспользовалось более 4-х тысяч человек. Немало, если учесть, что в создании и работе этой системы нет ни рубля бюджетных средств.

Конечно, эти центры оказывают в основном консультационные услуги. Но при реальных возможностях проведения примирительных процедур специалисты центров их используют. Это не медиация в чистом виде. Скорее, накопление опыта, как у граждан, так и у специалистов. Да и помощь центров малоимущие жители городов и районов края получают бесплатно. В итоге вполне конкретно разгружаются местные суды, у населения вырабатывается понимание преимуществ внесудебных решений...

Важно и то, что в крае с мая этого года реализуется проект Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, одна из задач которого - посредничество при разрешении конфликтов между гражданами и властью. За небольшой срок работы по этому проекту проведено обучение посредников, выпущены брошюры по теме, разработан курс подготовки медиаторов в Пермском госуниверситете… Уже сейчас информации об этой работе хватило бы на большую аналитическую статью.

К вступающему в силу закону о медиации эти инициативы прямого отношения, возможно, не имеют, но говорят о возросшей потребности в посредничестве и понимании направленности развития культуры общественных отношений в целом.

Накоплен опыт и в других сферах. Конфликты в трудовых отношениях давно разрешают соответствующие комиссии на предприятиях и в организациях. При очень разных итогах опыт все же накоплен.

Есть свои институты при разрешении споров в бизнесе. Этим занимаются различные ассоциации, гильдии. Специалисты считают, что уже сегодня большая часть таких столкновений решается путем переговоров. Значит, многие предприниматели считают внесудебное разрешение споров эффективным.

Есть еще одна сфера в общественной жизни края, где сегодня применяются медиативные технологии.

 

Анна Хавкина
Анна Хавкина, председатель Ассоциации медиаторов Пермского края (телефон 226-78-76; cppmsp@mail.ru):
"Мы работаем с судами…"

Наша организация - "Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района города Перми" - 8 лет назад занялась внедрением восстановительной медиации в деятельность школ. Работали с подростками, у которых возникли проблемы с законом, с родителями. Стали обучать разрешению школьных конфликтов педагогов, учеников, всех, кто хотел. Вскоре увидели и эффективность работы: из 10 подростков 8 правонарушения больше не совершали. На основе нашего опыта с 2006 года в школах края стали создавать службы примирения. Сейчас они сформированы и действуют почти во всех образовательных учреждениях. А мы двигаемся дальше. Если сначала сотрудничали с комиссиями по делам несовершеннолетних, то сейчас работаем с судами. Помогаем вести примирительные процедуры по делам легкой и средней тяжести. Чаще всего это кражи телефонов, драки… Действуем по заявкам судов, проводим примирительные процедуры. Копится опыт работы и с родителями, и с детьми.

А ассоциация медиаторов была создана в июне прошлого года. Пока в ней немного специалистов. Вероятно, скоро, в связи с вступлением в силу закона, будут созданы другие профессиональные объединения. На мой взгляд, главным в их деятельности должны стать качество и профессионализм.

 

Поскольку речь зашла о правовых проблемах детей, подростков и применении медиативных технологий, следует сказать и о краевой программе "Правосудие и дети" - так называемой пермской модели ювенальной юстиции. Конкретные ее цели - создание института помощников судей по делам несовершеннолетних и внедрение модели взаимодействия судов с профилактическими службами. Здесь тоже просматриваются элементы медиаторской работы.

Несмотря на этот немалый опыт в применении примирительных процедур, самое сложное - это приучить граждан к цивилизованным способам решения конфликтов, убедить в преимуществах внесудебных решений. Тем более, что принятое решение должно быть еще и добровольно исполнено! Мы рассчитываем, что закон даст мощный толчок пермским инициативам и послужит хорошим подспорьем для развития методов саморегулирования в стране.

Василий Мосеев
Размещено 14.12.2010

 Главная / Наша газета / №7(023)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.