НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №1(025)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№1(025)
Март 2011 г.

логотип газеты "За человека"

Власть

Реформаторский зуд

Сейчас мало кто помнит, что идея устройства детей-сирот в семьи родилась в девяностых годах прошлого века в редакции газеты "Краснокамская звезда". Коллеги во время газетной акции помогли усыновлению первых шести детей.

Приёмные дети и их родители остались наедине со своими проблемами. Фото - 1tv.ru
Приёмные дети и их родители остались наедине со своими проблемами. Фото - 1tv.ru
Сиротам все же лучше находиться в семье... Сами пути и возможности преодоления социального сиротства в нашем крае сначала были глубоко изучены общественными организациями. В частности - Пермской гражданской палатой. Для этого проводились серьезные исследования: организовывались фокус-группы, разрабатывались тесты, изучался зарубежный опыт. В работе тогда приняла участие и администрация края.

Потом, в 2002 году, общественными организациями был разработан проект организационно-экономической модели региональной помощи детям и семьям для предупреждения социального сиротства. Первый в России. Его поддержали в администрации. В Прикамье были переданы в опекунские, замещающие семьи тысячи сирот. Количество детских домов было сокращено в 5 раз. Сейчас их чуть больше 10.

В Москве пермский проект получил высокую оценку, стал общероссийским. И регионы в благом деле устройства сирот в семьи начали даже соперничать. Во всяком случае, в прошлом году в местной прессе была опубликована серия хвалебных статей о втором месте Пермского края в России по числу усыновленных детей. Лидером была куда более многолюдная Московская область.

ЦПМСС
Воспитание сирот в приемных семьях в большинстве стран - обычная практика. В Италии, Швеции, США и других странах таких как у нас детских домов нет. Есть только центры временного размещения. Как правило, сирот воспитывают родственники, в том числе, дальние. Это вызывает уважение.

У нас детские дома сначала были отголоском многочисленных войн, когда и родственников не оставалось. Потом они стали признаком явного социального неблагополучия: у большинства воспитанников этих учреждений живые родители, есть родственники. Но дети выросли в асоциальных условиях и, мягко говоря, педагогически запущенные, конфликтные. А это серьезная проблема даже для желающих их воспитывать родственников.

При передаче детей в опекунские, а потом - в приемные семьи надо было изменить ситуацию. Создать продуманную систему помощи опекунам и приемным родителям. Вот с этой благой и понятной целью в крае и были созданы центры психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС). Такие центры или их филиалы больше трех лет назад были сформированы в каждом городе и районе. В них и стали работать профессионалы - бывшие сотрудники детских домов, приютов, педагоги школ. Кто же лучше этих специалистов знает особенности психологии сирот?

- Сначала нас в приемных семьях воспринимали настороженно. Как контролеров. А потом увидели искреннее стремление помогать воспитанию подростков, профессионально разрешать конфликтные ситуации и сами стали обращаться к нам, - рассказывают бывшие сотрудницы одного из трех ЦПМСС города Перми Ирина Макарова, Зоя Власова и Марина Шевченко. - Тем более, что были созданы и условия для работы: у каждого специалиста свой кабинет для индивидуальных консультаций, залы для массовых мероприятий. Это сначала были настоящие центры помощи замещающим семьям. От нашей работы была реальная польза. И взрослые, и дети знали, куда ехать, с кем беседовать…

В Пермском крае в этих центрах сначала работали около 250 специалистов.

Система разрушения
При изучении реформ разных сфер нашей жизни у меня все больше складывается впечатление какого-то редкого сочетания стройной логики и одновременно - чиновничьего самодурства. Под прикрытием внешне вполне понятного и обоснованного действия навроде передачи сирот из детских домов на воспитание в замещающие семьи, только что созданную систему начинают ломать, уродовать и… сводить ее к нулю или минусу. И все это делали и делают опять же командно, без учета мнения специалистов или главных участников работы - замещающих семей.

В Перми психолого-педагогическим сопровождением сначала занимались около ста специалистов, у каждого примерно по 30 приемных семей. Три центра занимали 5 помещений в разных районах города. Но региональным властям это не понравилось. Было решено центры объединить в один и оставить три помещения. Число специалистов резко сократили, нагрузку на каждого соответственно увеличили. Чтобы получить консультацию, помощь родителям-воспитателям из замещающих семей, например, проживающим в Кировском, Ленинском, Свердловском, Индустриальном районах надо было ехать в Дзержинский район. Созданная система начала рушиться.

Но и сокращенная структура, видимо, не устроила Министерство социального развития края. Психологическое, педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей было решено перевести на аутсорсинг, то есть передать предпринимателям. Для этого выставить на конкурс.

По информации Управления по вопросам семейной и детской политики министерства социального развития подрядчиком госзаказа стала АНО "Краевой ресурсный центр помощи семьи и детям", который, видимо, и не собирался заниматься приемными семьями, а передал этот вид деятельности дочерней организации - ООО Служба адаптации детей "Парма" (бывший ЦПМСС). Субподрядная организация в свою очередь заключила договор на аудиторское и бухгалтерское обслуживание с ООО "Лайнград". Такой же договор с ООО "Лайнград" заключил и вышеназванный Краевой ресурсный центр.

Внимательный читатель в этой сложной схеме наверняка увидел главное: на искусственно созданный госзаказ по оказанию специальной профессиональной помощи приемным семьям, где масса воспитательных проблем, "сели" сразу аж три (!) по сути коммерческих организации. Как бы красиво себя ни называли… Кстати, насчет АНО, т.е. автономной некоммерческой организации - в этой ситуации она является обычным финансовым посредником.

К чему стремится любая коммерческая структура? К получению прибыли. Иначе смысла в ее деятельности нет. В нашем случае сумма госзаказа была известна: почти 106 миллионов рублей. Но каждой организации свою долю бюджетного пирога хотелось увеличить. Сделать это можно было только за счет непосредственных исполнителей. По этому пути и пошли. Многократно сократили количество работающих с приемными семьями специалистов. Например, в Кировском районе Перми из 8 остался 1. На каждого из оставшихся увеличили нагрузку сначала до ста приемных семей, а потом до ста "кризисных", "активных" (такая у них внутренняя классификация), и двухсот "стабильных". Критерии такой классификации оставшимся педагогам-консультантам были совершенно непонятны. Конфликтные ситуации возникают в любой семье, тем более, в приемной…

Но самое главное то, что педагогов-консультантов перевели на сдельную оплату труда. Больше двух месяцев подрядчик и субподрядчик не могли договориться о формах отчетов их работы. Эти, составленные не специалистами, формы многократно изменяли, заставляли переделывать по ним отчеты оставшихся сотрудников. Причем к листу отчета по каждой семье надо было приложить еще по 10-12 разных дополнительных документов. Педагогу-консультанту, чтобы, допустим, получить свои 8 000 рублей, надо было представить в бухгалтерию около 1200 документов в месяц! Да и составлять документы и вести индивидуальную работу с семьями специалистам стало негде: в целях экономии всем им был оставлен один кабинет с одним столом и стулом. Так нужное и важное дело превратили в пародию.

Но все же от госзаказа аутсорсерам нужна была еще прибыль, и в январе уже этого года исполнительный директор ООО САД "Парма" Ольга Погор стала требовать от сотрудников подписать приказ о снижении расценок до копеечных с 1 октября прошлого года. Это при том, что зарплату за октябрь и ноябрь, например, выплатили в конце декабря. И то после вмешательства прокуратуры. Оставшиеся специалисты стали писать жалобы в различные инстанции и… увольняться.

Сейчас исполнительного директора ООО САД "Парма" Ольгу Погор не могут найти ни сотрудники, в том числе и бывшие, ни прокуратура. Речь идет о десятках оставшихся без зарплаты людей не только в Перми, но и городах, районах края.

Задерживается оплата труда специалистов и в других организациях, созданных под такой же аутсорсинг.

А думать будем потом?
Вся эта история с передачей детей в замещающие семьи и ликвидацией детских домов все больше приобретает черты авантюры. Детские дома всегда были в системе управления образования, а потом - министерства. Такая подчиненность до сих пор остается в большинстве регионов России. В Пермском крае в 2007 году детские дома передали в ведение агентства по управлению социальными службами, а работу с приемными семьями - Министерству социального развития.

В самом начале, при руководстве процессом передачи сирот в замещающие семьи министерством образования, одному из приемных родителей начислялась заработная плата, шел педагогический стаж. Были и льготы: один из родителей получал отпускные, оплачивались больничные листы. С передачей приемных семей в ведение Министерства социального развития положение родителей-воспитателей резко ухудшилось. Им предложили уже заключить гражданско-правовые договоры и получать некие отдельные вознаграждения за работу с детьми. В общем, что сирот воспитывать, что крышу от снега чистить - ответственность стала одна и та же. Стаж сейчас не начисляется. Прокуратура подтверждает факты задержки оплаты труда приемных родителей. Люди чувствуют себя обманутыми.

Несложно догадаться, что в штатах Министерства социального развития не предусмотрены и педагоги-воспитатели. Именно поэтому педагогическое, психологическое сопровождение приемных семей здесь сочли непрофильным, а значит, подлежащим передаче сторонним частным организациям. На новоязе - аутсорсингу. Но на такие же, что и раньше бюджетные средства был поставлен мощный "насос" из трех организаций. Деньги-то из бюджета он откачивал. А вот реальная помощь замещающим семьям превратилась в процесс изготовления вороха бумаг.

В итоге при "освоении" коммерческими структурами таких же, как и раньше сумм расходов на содержание ЦПМСС, реальная педагогическая, психологическая помощь замещающим семьям стала стремительно сокращаться. Не помог и прием вместо уволившихся сотрудников студентов старших курсов. Они еще далеко не специалисты, и опекуны им просто не доверяют решение своих проблем.

В феврале этого года краевой заказ на педагогическое, психологическое сопровождение замещающих семей был передан новому частному исполнителю - ООО "Центр восстановительных технологий". Общий госзаказ у этой организации, как было недавно сообщено в газете "Новый компаньон", уже больше 300 миллионов рублей. Но улучшений в работе с замещающими семьями нет!

Здесь логичен вопрос о мнении по этому поводу разработавших сам проект общественных организаций. Но дело в том, что их позицию лишь вежливо выслушивают, но учитывать не хотят. Созданная за последние годы директивная система управления регионом исключает какой-либо учёт суждений, оценок, предложений, критики.

Я перерыл массу информации о применении аутсорсинга в других странах. Спектр вариантов широкий. Но уверяю читателя, что привлечение частных структур без соответствующих лицензий в тонкую сферу педагогических, психологических, социальных отношений в приемных семьях - чисто пермское изобретение. Увы, крайне непродуманное, повышающее коррупционность управления, а значит - разрушительное. Причина этого в каком-то просто неуемном реформаторском зуде, убивающем вполне разумные идеи.

Василий Мoceeв
Размещено 07.04.2011

 Главная / Наша газета / №1(025)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.