НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / №5(032)

НАША ГАЗЕТА "ЗА ЧЕЛОВЕКА"

№5(032)
Май 2012 г.

логотип газеты "За человека"

ТCЖ как угроза

Андрей Жуков,
директор Пермского фонда содействия ТСЖ

У нас устойчиво распространилось глубокое заблуждение, что ТСЖ является практически готовой ячейкой «гражданского общества», формой низовой самоорганизации новых граждан новой России. Такую точку зрения выражают и авторитетные социологи. Изучением лучших практик и опытов, технологиями создания ТСЖ наперебой занимаются сотни НКО. На практике вопрос глубже и сложнее.

Андрей Жуков, ставший категорическим противником создания ТСЖ

Андрей Жуков, ставший категорическим противником создания ТСЖ

В своем нынешнем виде ТСЖ фактически является «школой авторитаризма», а не демократии, во многих чертах оно принципиально воспроизводит советский опыт управления. Происходит отчуждение собственников от управления. Постоянное противостояние различных групп собственников поглощает колоссальную энергию людей, которая могла бы быть использована в «мирных» целях. По сути, в каждом доме идет маленькая гражданская война. Меж- и внутригрупповые конфликты больше развиты именно в тех домах, где создано ТСЖ. Причины этого, прежде всего, в системном непрофессионализме управления.

Не менее важно и другое – налицо система производства, а затем и воспроизводства межличностной и межгрупповой агрессии. Председатель ТСЖ быстро обучается этим нехитрым технологиям. Помимо этого он как управленец небольшого масштаба незаметно для себя становится объектом социального, а затем и политического манипулирования для внешних сил.

К тому же ТСЖ оседлали протестные движения. Поэтому велика опасность роста протестного потенциала (противостоящих групп в домах) со сползанием ТСЖ и их объединений в «красную» полосу политического спектра. И это создает дополнительную опасность для общественной стабильности. Да можно и просто поставить вопрос о сбережении энергии и здоровья народа. Демифологизация ТСЖ жизненно необходима, в том числе и экспертному сообществу. Если в отношении выборов мы говорим о неврозе, то в отношении сферы ЖКХ общество уже дошло до состояния психоза. Оно не в состоянии реально оценить происходящие процессы, а именно становление рынка управления жильем.

Можно охарактеризовать ТСЖ и как своеобразное гетто: человек, семья, и даже целое соседское сообщество фактически лишается коммуникаций с внешней средой. Помимо того, что есть чисто физические признаки – заборы, шлагбаумы, охранники, все процессы управления замкнуты внутри, чаще всего на одном человеке, в 95-97% случаев неспособном профессионально этим заниматься. Сам дом сразу выпадает из поля зрения местной власти – с глаз долой, из сердца вон. Социальный характер ТСЖ как гетто проявляется самым очевидным образом при строительстве так называемого элитного жилья да еще в районах массовой застройки, когда жители различных типов домов очевидно неприятны друг другу. К тому же одна из характернейших черт управленцев ТСЖ – стремление вывести свое маленькое «государство» из правового поля не то что страны – даже города, нарушая даже и неписанные законы местных сообществ.

ТСЖ можно разделить на 3 основные группы, не вдаваясь здесь в подробности типа корпоративной застройки и т.п.:

1. Существующие с начала 1960-х годов, в основном сохранившие правовую форму жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). Не выдерживают испытания временем, стремительно теряют сложившуюся культуру управления вследствие смены поколений и состава проживающих.

2. В многоквартирных домах (МКД) сроком сдачи в эксплуатацию начиная с 1996-97 гг., когда ТСЖ в новостройках стали создаваться в обязательном порядке. Здесь характерно стремление отгородиться от внешнего мира любой ценой.

3. В МКД, ранее бывших муниципальными, где сейчас собственники выбрали способ управления через ТСЖ. Причины создания различны – от необходимости вхождения в программы капитального ремонта до - особенно в последнее время - недовольства управляющей компанией.

Невозможно совместить функции некоммерческого характера (контроль, представительство) с нуждами организационно-хозяйственного управления. Необходимо их четкое разделение и в общественном сознании, и в правовом смысле – оперативное управление домом должно осуществляться на четко выстроенной контрактной основе, закрепленной в жилищном законодательстве, а выборные структуры должны заниматься только строго некоммерческими функциями. Именно на это и нацелены те пресловутые поправки в ЖК РФ 2011 года, выносящие функции организационно-хозяйственно-экономического управления за пределы некоммерческих по сути органов – правлений ТСЖ. Как же показательны вопли именно вокруг этого! И как умиляют попытки столичных социологов представить «успешные» ТСЖ как примеры точек роста гражданского общества. Да при всем желании число так называемых «успешных» ТСЖ не выходит за рамки статистической погрешности – строить на этом какие-либо теории просто глупо. Те, кто говорят, что здесь живёт гражданский активизм, элементарно ведут собственную политическую игру, часто с немалой экономической выгодой.

Совершенно очевидна необходимость выделения ТСЖ в особую форму некоммерческой организации, наряду с потребительскими кооперативами. Природа ТСЖ завязана на отношения собственности и отношение к собственности. Умение принимать решения и нести за это ответственность – это ценность. Вот в той степени, в которой то или иное ТСЖ производит, актуализирует эту ценность – в той степени его можно, и то с натяжкой, отнести к структурам гражданского общества. К сожалению, это происходит далеко не всегда, и даже удручающе редко.

Налицо несколько показателей, чётко подтверждающих мои слова. Во-первых, мы совершенно не наблюдаем никаких признаков кооперации среди ТСЖ, что казалось бы естественным – и для оптимизации расходов, и для налаживания добрососедских отношений. Во-вторых, напротив, идет активный распад ТСЖ, в свое время созданных из нескольких домов – уж им-то, казалось бы, жить вместе, да не тужить. В-третьих, в последнее время есть все признаки сформировавшегося цеха/корпорации управленцев ТСЖ, совокупные интересы которого весьма далеки от целей эффективного управления, а культура корпоративной ответственности не сформирована, хотя время на это было. В-четвертых, обозначился, обострился системный риск, заложенный в самой природе ТСЖ: отсутствие преемственности. «Заменить нас некем!» - кричат председатели. А кто же в этом виноват?..

Хочу найти позитив – и нахожу его. Очевидно, что медленная бомба поправок в ЖК РФ подорвет авторитарное могущество председателей. Не вижу зримо, но чувствую, как грядёт приход весны: будет происходить медленное объединение ТСЖ, сначала в клубном виде. Наконец – мы ведь все время говорим о проблемах в мегаполисе – несколько другая ситуация в малых городских и сельских поселениях (Суксун, Горнозаводск, Белоево). Там действительно существующие единичные ТСЖ являются - вовсе не примером рачительного хозяйствования! - а самобытными центрами гражданской культуры, гражданского самоощущения. В отсутствие ТОСов ТСЖ считают себя и ТОСами тоже, и сами себя так позиционируют! В общем, интересно и даёт некоторую надежду.

Консультации по проблемам ЖКХ и управления многоквартирными домами в Перми

Организация

Местонахождение, телефон

Время консультаций

Союз защиты пермяков

Куйбышева, 63-17. Тел. 244-33-81

Среда с 18 до 20 часов

Пермский фонд содействия ТСЖ

Монастырская, 12, 4-й этаж, офис 401. Тел. 235-00-63

По предварительной записи по телефону.

Консультации по этим вопросам проводятся во многих пермских органах территориального общественного самоуправления (ТОС).

Размещено 27.06.2012

 Главная / Наша газета / №5(032)






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.