№13 (70)
Декабрь |
 |
Права
Закон Пермской области об обращениях граждан в органы власти
В июле 2003 года Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон "Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермской области" (от 18 августа 2003 года №926-180). С инициативой принятия Закона выступил Уполномоченный по правам человека в Пермской области Сергей Матвеев.
При отсутствии регулирования отношений возникающих в связи с обращениями граждан в органы власти на федеральном уровне существующие пробелы восполняют региональные законы: только до 1999 года региональные законы, регулирующие вопросы обращения граждан, действовали в 39 субъектах РФ, с 1999 года подобные Законы были приняты в Курской (2002 год), Московской (1999 год), Челябинской (1999 год), Самарской (2001 год) и других областях.
Теперь такой закон действует на территории Пермской области. В частности, Закон устанавливает основные принципы работы органов власти с обращениями граждан:
обязательности ответа на обращения граждан (под обращениями граждан понимаются индивидуальные и коллективные заявления, предложения, жалобы, изложенные в письменной или устной форме);
обязанность органов власти, в случае направления обращения не по адресу - передать обращение по подведомственности;
важный принцип запрета направлять жалобы граждан для разрешения тем органам, организациям и должностным лицам, действия которых обжалуются;
обязанность должностных лиц органов законодательной и исполнительной власти Пермской области и органов местного самоуправления вести прием граждан;
обязанность должностных лиц оказывать содействие гражданам в получении документов и иной информации и обязанность органов власти предоставлять информацию по существу обращений граждан по официальным запросам органов и должностных лиц, рассматривающих обращения;
вместе с сообщением о результатах рассмотрения обращения заявителю возвращаются поступившие от него подлинные документы;
при рассмотрении обращений запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия. По просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.
Закон также говорит о наступлении ответственности должностных лиц за неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков и порядка их рассмотрения, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина (без его согласия), а также об ответственности за преследование гражданина за содержащуюся в его обращении критику.
Так, в соответствии с федеральным законодательством неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, признается уголовным преступлением (ст. 140 УК РФ) и наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х до 5-ти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении информации также является административным правонарушением (статья 5.39) и наказывается штрафом до 10 МРОТ.
Подготовила Ольга Кочева
Размещено 27.12.2003
[an error occurred while processing this directive]