НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наши новости

НОВОСТИ ПРПЦ за 2009 год

Кассационное определение Пермского краевого суда на кассационную жалобу ГУВД по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г. Перми от 5 декабря 2008 года

  • К сообщению "О практике предъявления судебных претензий изоляторам временного содержания (ИВС) ГУВД Пермского края"

    Судья - Нечаева Н.А.
    Дело № 33 - 874

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
    Председательствующего Бузмаковой О.В.
    и судей Косенковой Г.В., Валуевой Л.Б.,
    рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 февраля 2009 года дело по кассационной жалобе ГУВД Пермского края на решение Свердловского районного суда г. Перми от 5 декабря 2008 года, которым постановлено:

    Обязать ГУВД по Пермскому краю в течении года оборудовать изолятор временного содержания Отдела внутренних дел по Чусовскому муниципальному району Пермского края прогулочным двориком, огороженным туалетами.

    Обязать ГУВД Пермского края в течении девяти месяцев обеспечить изолятор временного содержания ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края радиоточками, надлежащим освещением, ввести в эксплуатацию вентиляцию в камерах.

    Обязать ГУВД Пермского края в течении шести месяцев обеспечить изолятор временного содержания ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края постельными принадлежностями.

    Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Бузмаковой О.В., пояснения представителя ГУВД Пермского края - Потопальской О.В., прокурора Пермской краевой прокуратуры - Масленниковой И.А., судебная коллегия,

    У С Т А Н О В И Л А:

    Чусовская городская прокуратура в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю (далее - ГУВД по Пермскому краю) о принуждении к выполнению законных требований. Просила обязать ГУВД по Пермскому краю в течении шести месяцев оборудовать изолятор временного содержания Отдела внутренних дел по Чусовскому муниципальному району Пермского края прогулочным двориком; в течении шести месяцев обеспечить изолятор временного содержания ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края постельными принадлежностями, радиоточками, огороженными туалетами, надлежащим освещением; ввести в эксплуатацию вентиляцию в камерах; обеспечить постоянный доступ к питьевой воде.

    В обоснование заявленных требований указала, что в ходе комплексной проверки Изолятора временного содержания Отдела внутренних дел по Чусовскому муниципальному району, Чусовской городской прокуратурой были выявлены следующие нарушения закона: не завершен ремонт прогулочного двора, в связи с чем прогулка подозреваемых и обвиняемых не осуществляется; не всем подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности; не выдаются настольные игры; в ИВС не установлены радиоточки и громкоговорители в камерах; система вентиляции смонтирована, но не работает; в камерах плохое освещение, туалеты не отгорожены от камер; отсутствует постоянный доступ к питьевой воде. Данные нарушения носят систематический характер. Чусовской городской прокуратурой по данным нарушениям неоднократно выносились представления в адрес начальника ОВД по Чусовскому муниципальному району, но данные нарушения не были устранены из-за отсутствия финансирования. Невыполнение требований Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" влечет существенное нарушение прав и законных интересов лиц, содержащихся в ИВС. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (подозреваемых, обвиняемых) состав которого постоянно меняется. Поскольку определить точный круг лиц, чьи прав и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, исковое заявление прокурором подано в интересах неопределенного круга лиц.

    Представитель прокуратуры - Демидова Е.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

    Представитель ГУВД по Пермскому краю - Потопальская О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, однако факт наличия нарушений, указанных в исковом заявлении не оспорила.

    Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик - ГУВД по Пермскому краю, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным и незаконным в виду неправильного применения норм материального права.

    Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона РФ от 15.07.199 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Довод суда о том, что обязанность по устранению нарушений закона, указанных в исковом заявлении, необходимо возложить на ГУВД по Пермскому краю, так как начальник ГУВД утверждает сметы доходов и расходов ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края и так как финансирование ИВС осуществляется путем перераспределения денежных средств ГУВД по Пермскому края, несостоятелен. Исходя из анализа Положения о МВД РФ и ст.ст. 158, 159 БК РФ Министерство внутренних дел Российской Федерации утверждает подчиненным подразделениям (ГУВД по Пермскому краю) сметы доходов и расходов, распределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально-технические средства между органами, подразделениями и организациями, входящими в систему МВД России. В свою очередь утверждение сметы доходов и расходов МВД РФ является полномочием Правительства РФ. Данная смета утверждается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом Российской Федерацией "О федеральном бюджете", который в свою очередь принимается Государственной Думой РФ. При отсутствии соответствующего решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о выделении финансирования по данному виду расходных обязательств решение Свердловского районного суда от 05.12.2008 г. не может быть исполнено.

    Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В судебном заседании судом не исследовался вопрос о том, кому принадлежит здание ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края. Кроме того, ссылка суда на пункт 1.4. Положения о ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края о том, что финансирование изоляторов временного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ, необоснован, так как речь идет о содержании сотрудников милиции, работников, но не разрешается вопрос о находящемся на содержании имуществе, в том числе зданий. Нецелевое использование выделенных средств является нарушением бюджетного законодательства.

    Суд не принял во внимание доводы представителя ГУВД по Пермскому краю о том, что в целях решения проблем, указанных в исковом заявлении Чусовской городской прокуратуры, ГУВД по Пермскому краю еще в ноябре 2007 г. были разработаны и направлены в МВД России предложения и рабочие проекты для включения в Ведомственную целевую программу МВД России по строительству, реконструкции и ремонту ИВС органов внутренних дел РФ на период 2009-2012 годы, в которую были заложены мероприятия по строительству в ОВД по Чусовскому муниципальному району нового типового ИВС на 50 мест объемом финансирования 28,5 млн. рублей (исх. № 25/525 от 14.11.2007 г.). В настоящее время программа находится на утверждении Правительством РФ. Также руководством ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края, в условиях отсутствия федерального финансирования, предпринимались и предпринимаются меры по изысканию источников финансирования из средств местного бюджета (заключение по материалам служебной проверки от 16.10.2008 г., проведенной ГУВД по Пермскому краю). Согласно заявкам, представленным начальником ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края, о выделении денежных средств на строительство прогулочного двора (исх. № 13418 от 28.10.2008 г.) и для ремонта ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края (исх. № 13421 от 28.10.2008 г.), данный изолятор временного содержания включен в перечень ИВС, подлежащих строительству и реконструкции, и при поступлении финансирования из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию ИВС ГРУОВД по Пермскому краю в 2009 году ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края будет включен в план освоения указанных денежных средств. В настоящее время сведений, подтверждающих выделение ГУВД по Пермскому краю необходимых бюджетных ассигнований на 2009 год не имеется, что может являться причиной невозможности исполнения данного решения суда. Таким образом, считают, что ГУВД по Пермскому краю предпринимает все возможные и зависящие от ГУВД меры для решения данных вопросов, поэтому нет никакой необходимости дополнительно обязывать ГУВД совершать действия, указанные в решении Свердловского районного суда г. Перми от 5 декабря 2008 года.

    В решении суд ссылается на тот факт, что ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края входит в систему органов внутренних дел и находится в подчинении ГУВД по Пермскому краю. Однако не учитывает тот факт, что в подчинении ГУВД 42 изолятора временного содержания и большинство не отвечают требованиям Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон), поэтому дополнительно доведенные объемы финансирования в 2008 году были распределены между изоляторами временного содержания, которые находятся в еще более худшем состоянии чем ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края.

    Суд не принял во внимание доводы представителя ГУВД по Пермскому краю о том, что в настоящее время практически решен вопрос об обеспечении лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края постельными принадлежностями.

    Согласно справке начальника УМТиХО ГУВД по Пермскому краю подполковника милиции Тюмина А.Б. от 02.12.2008 г. исх. № 13/2685, имеющейся в материалах дела, на данный момент проводится работа по обеспечению ИВС по Пермскому краю постельными принадлежностями. Уже заключены с поставщиками государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд (копии государственных контрактов также имеются в материалах дела). После окончательного поступления постельных принадлежностей на склады УМТиХО (крайний срок - декабрь 2008 года) незамедлительно по утвержденной руководством ГУВД разнарядке будет производиться выдача постельных принадлежностей во все ИВС по Пермскому краю, в том числе и в ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края. Кроме того, с 16 октября 2008 года лицам, содержащимся в ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края, разрешено использовать собственные спальные принадлежности и постельное белье, в том числе поступающее в передачах.

    Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

    В соответствии со ст. 4 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

    Согласно п.11 ст.17 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право: пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа...

    В силу ст. 23 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. № 103 -ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

    Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности.

    Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания...и вентиляционным оборудованием. В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995г. № 103-ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

    Судом первой инстанции установлено, что комплексными проверками Изолятора временного содержания Чусовского муниципального района, проводимыми в декабре 2007 года и в марте 2008 года Чусовской городской прокуратурой, установлены следующие нарушения ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления": не завершен ремонт прогулочного двора, в связи с чем прогулки подозреваемыми и обвиняемыми не осуществляются; не всем подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности; не выдаются настольные игры; не установлены радиоточки и громкоговорители в камерах; система вентиляции смонтирована, однако не работает; в камерах плохое освещение, не огорожены туалеты.

    На основании данных проверок Чусовской городской прокуратурой 19.12.2007 года, 17.04.2008 года вносились представления в адрес начальника ОВД по Чусовскому муниципальному району с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также проведении служебной проверки (л.д.37-38, 43).

    Из заключений по материалам служебной проверки от 14.01.2008 г. и 30.04.2008 г. следует, что в связи с отсутствием денежных средств в ИВС ОВД Чусовского муниципального района, устранить допущенные нарушения не представляется возможным. На выделение денежных средств для завершения ремонта прогулочного двора, приобретение постельного белья, установлению радиоточек в камерах, настольных игр направлены заявки. До настоящего времени денежные средства из федерального бюджета не поступили (л.д.35-36, 40-41).

    Из объяснительной начальника ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району, следует, что на октябрь 2008 г. в ИВС ОВД Чусовского муниципального района устранены следующие нарушения: в каждой камере установлены бачки с питьевой водой. Однако в виду отсутствия финансирования в ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району не устранены следующие нарушения: недостаток постельных принадлежностей, незавершен ремонт прогулочного двора, в связи с чем с подозреваемыми и обвиняемыми не осуществляется прогулка, в камерах отсутствуют радиоточки, система приточно-вытяжной вентиляции находится в нерабочем состоянии, в камерах плохое освещение, лишь в трех камерах из двенадцати соблюдаются условия приватности (л.д. 88).

    Установив выше указанные обстоятельства, суд пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований Чусовской городской прокуратуры об устранении нарушений ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления".

    При этом суд правильно исходил из того, что имеющиеся в ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району нарушения закона, существенно ущемляют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Права подозреваемых и обвиняемых на прогулку, на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, на обеспечение камер средствами радиовещания, вентиляции, на соблюдение санитарно-гигиенических требований предписаны федеральным законом "О содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей" от 15.07.1995 года, поэтому нарушение указанных прав подлежит устранению путем вынесения решения суда.

    Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

    Согласно п. 3 Положения о ГУВД по Пермскому краю, ГУВД по Пермскому краю входит в систему органов внутренних дел РФ и подчиняется МВД РФ.

    Из приказа № 1289 от 25.12.2006 г. об утверждении Положений ОВД по Пермскому краю следует, что в полномочия ГУВД по Пермскому краю входит утверждение Положения об Отделении внутренних дел по Чусовскому муниципальному району (л.д.79-83).

    Из приказа № 35 от 16.01.2008 г., следует, что в полномочия ОВД по Чусовскому муниципальному району входит утверждение Положения об ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району (л.д. 132 - 133).

    Согласно п. 1.3 Положения об Изоляторе временного содержания ОВД по Чусовскому муниципальному району, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, создаваемые в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ ...., являются местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, входящими в структуру милиции общественной безопасности.

    Из вышеперечисленных нормативных актов суд установил, что ИВС по Чусовскому муниципальному району входит в систему органов внутренних дел, находится в подчинении ГУВД по Пермскому краю.

    Согласно п.1.4 Положение об ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району, финансирование изоляторов временного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ.

    В соответствии с п. 12 Положения о ГУВД по Пермскому краю, финансирование ГУВД по Пермскому краю осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Пермского края и иных поступлений...

    В силу п.п. 26 п. 16 Положения о ГУВД по Пермскому краю, начальник ГУВД по Пермскому краю утверждает подчиненным органам внутренних дел, подразделениям сметы доходов и расходов, распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально-технические средства между подразделениями аппарата ГУВД, подчиненными органами внутренних дел, подразделениями и организациями.

    Поскольку из анализа Положений о ГУВД по Пермскому краю и ИВС по Чусовскому муниципальному району следует, что финансирование ИВС по Чусовскому муниципальному району осуществляется путем распределения денежных средств ГУВД по Пермскому краю; начальник ГУВД по Пермскому краю утверждает сметы доходов и расходов ИВС по Чусовскому муниципальному району; утверждение смет на ремонт ИВС по Чусовскому муниципальному району возлагается на ГУВД по Пермскому краю, учитывая, что ИВС находится в подчинении ГУВД по Пермскому краю, суд обоснованно возложил обязанность по устранению нарушений закона, указанных в исковом заявлении, на ГУВД по Пермскому краю.

    Совокупности собранных по делу доказательств - объяснениям сторон, письменным доказательствам - судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, фактические обстоятельства установлены правильно, материальный закон применен судом верно, нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

    Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что при отсутствии соответствующего решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о выделении финансирования по данному виду расходных обязательств решение Свердловского районного суда от 05.12.2008 г. не может быть исполнено, не влекут необходимость отмены судебного решения, поскольку отсутствие финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ГУВД по Пермскому краю соблюдать требования Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

    Доводы ответчика о том, что судом не исследовался вопрос о том, кому принадлежит здание ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края, не учел, что бремя содержания указанного здания лежит на собственнике, а нецелевое использование выделенных ГУВД по Пермскому краю бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства, являются несостоятельными, поскольку решением суда обязанность по содержанию здания ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края на ответчика не возлагалась. Судом принято решение о возложении на ответчика обязанности устранить существенное ущемление прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

    Доводы ответчика о том, что ГУВД по Пермскому краю предпринимает все возможные и зависящие от ГУВД меры для решения данных вопросов, поэтому нет никакой необходимости дополнительно обязывать ГУВД совершать действия, указанные в решении; что в подчинении ГУВД находится 42 изолятора временного содержания и большинство не отвечают требованиям Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", поэтому дополнительно доведенные объемы финансирования в 2008 году были распределены между изоляторами временного содержания, которые находятся в еще более худшем состоянии чем ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края; что в настоящее время ответчиком практически решен вопрос об обеспечении лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Чусовскому муниципальному району Пермского края постельными принадлежностями, не влекут отмену решения суда. Указанные доводы содержат ссылки на обстоятельства, не имеющие значения для данного дела.

    Иные приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования и оценки суда. В решении приведены нормы права, на основании которых сделаны выводы по делу, и оснований считать, что они неправильно применены или истолкованы, не имеется. Доводы ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12,56 и 67 ГПК РФ, а поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

    Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст.ст.362-364 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

    Руководствуясь ст.ст.193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Кассационную жалобу ГУВД по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г. Перми от 5 декабря 2008 года оставить без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

  • К сообщению "О практике предъявления судебных претензий изоляторам временного содержания (ИВС) ГУВД Пермского края"

    Размещено 11.03.2009

  •  Главная / Наши новости






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.