НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права подозреваемых и заключенных

Анализ условий содержания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Пермского края

При проведении мониторинга Общественной наблюдательной комиссией Пермского края исследовалось соблюдение прав человека в изоляторах временного содержания Пермского края. В настоящий анализ включены выводы, касающиеся положения задержанных и обвиняемых 11-ти спецучреждений.

Оценка соблюдения прав человека в ИВС происходила на основе "Единых параметров системы мониторинга соблюдения прав человека в ИВС" разработанных ПРПЦ, УППЧ Пермского края с участием представителей краевой надзорной прокуратуры, ООДСМК МОБ ГУВД и утвержденной начальником МОБ ГУВД по Пермскому краю.

Кроме результатов проверок, для данного обобщения использовались "Анализ условий содержания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Пермского края в 2005-2007 годах", материалы международной конференции "Проблемы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания 28-29 января 2010 г.", материалы совещания в ГУВД 24.08.2010 г., заключения ОНК о соблюдении прав человека в ИВС Пермского края 2009 и 2010 г. и др. материалы.

Общие сведения.

По данным, предоставленным Главным управлением внутренних дел по Пермскому краю МВД России, в Пермском крае с 2005 г. по 2007 г. действовало 44 изолятора временного содержания. Количество ИВС за несколько лет заметно уменьшилось в результате закрытия изоляторов, прежде всего, не отвечающих требованиям национального законодательства, а также стандартам, разработанным ГУВД по Пермскому краю - "Концепциии оптимизации системы содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ГРУОВД Пермского края на 2010 - 2011 г.г." На 1.08.2010 г. 36 ИВС имели ежесуточный лимит наполняемости 837 человек, содержалось в среднем 600 человек (в 2009 году соответственно 860 и до 700 человек). За семь отмеченных месяцев в названных учреждениях содержалось 26054 человек (в 2009 году - свыше 49 тысяч подозреваемых и обвиняемых). В том числе: 9494 административно арестованных лиц; 3636 осужденных (подсудимых); 12 997 арестованных по подозрению в совершении преступлений; 612 несовершеннолетних; 1887 женщин; 15 военнослужащих, бывших сотрудников МВД. На момент завершения формулирования выводов по результатам мониторинга в 2010 г. действующими остались только 33 изолятора.

Проблемы недостаточного финансирования отрасли в Пермском крае.

Несмотря на то, что лимит наполняемости в среднем не превышался, отмечалась существенная переполненность в ИВС г. Березники, г. Кунгур, г. Лысьвы, г. Чайковский. Здесь же отмечаются и другие нарушения в положении заключенных, что связывается с общей ветхостью помещений, несоответствием помещений объемам реализуемых задач. Технической возможности их расширения за счет внутренней реконструкции практически нет. Кроме того, вышеуказанные наиболее крупные (по фактической наполняемости) ИВС УВД по Березниковскому и Кунгурскому городским округам расположены в подвальных помещениях зданий УВД старинной постройки. Здесь нет технической возможности для создания надлежащих условий содержания спецконтингента и несения службы нарядами милиции. Положение может быть улучшено только строительством новых учреждений Стоимость строительства ИВС оценивают в 60-70 млн. руб. Всего заявленная потребность по ИВС ГРУОВД края составляет - 450 млн. рублей. В 2009 году ГУВД проведено комиссионное обследование всех изоляторов временного содержания совместно с представителями территориальных подразделений прокуратуры. По результатам комиссионных обследований ИВС осуществляется разработка Плана ГУВД по освоению средств на капитальный ремонт ИВС УВД-ОВД края, однако средств из федерального бюджета на это поступило недостаточно.

Нетрудно заметить, более трети полезной площади камер ИВС для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений занимается административно-арестованными (около 9,5 тыс. человек), что значительно ухудшает условия содержания подозреваемых и обвиняемых, и одновременно приводит к нарушению прав лиц, подвергнутых административному аресту. В настоящее время спецприемник для содержания административно-арестованных граждан имеется только в УВД по г. Перми. Строительство спецприемников помогло бы разгрузить ИВС. В бюджет Пермского края на эти цели были заложены 12 млн. рублей, однако, и эти небольшие средства не были освоены.

По сведениям ООДСМК МОБ ГУВД на 01.08.2010 г.:
- все изоляторы обеспечены в достаточном количестве спальными принадлежностями и электрическими розетками, 26 ИВС оборудованы прогулочными двориками, в 20 - есть душевые, в 19 - комнаты для свиданий, 35 учреждений на 01.08.2010 г. были оборудованы системами видеонаблюдения;
- на ремонт ИВС в 2007 г. выделялось 4,48 млн. руб., в 2008 г. - 10 млн. руб., в 2009 г. - 10 млн. руб., в 2010 г. - 2,7 млн. руб. Выделенные средства освоены полностью, в результате чего в 2008-2009 году были отремонтированы и оборудованы в соответствии с нормативными требованиями 10 ИВС (в 2000 году ни один изолятор в Пермском крае этим требованиям не соответсвовал);
- на сегодня не соответствуют распоряжению МВД РФ от 25. 06. 2009 г. №12/3973 "О критериях соответствия ИВС" 84% учреждений, 13% соответствуют частично, 3% соответствуют полностью.

В названный отдел ГУВД по Пермскому краю за интересующий период поступило 12 жалоб на ненадлежащие условия содержания, из них 5 подтвердились, 4 подтвердились частично. В ОНК Пермского края поступило 4 жалобы от обвиняемых, содержавшихся в Березниковском, Чайковском, Юрлинском и Александровском изоляторах. Все жалобы изучены и находятся в разных стадиях решения. ИВС Юрлинском и Александровском районах на сегодняшний день закрыты.

Проблема переполнения ИВС.

В нескольких изоляторах не хватает площади для размещения спецконтингента с соблюдением нормативов наполняемости и нормы санитарной площади, предназначенной для одного человека. Речь идет об уже упомянутых выше ИВС г. Березники, г. Кунгур, г. Лысьвы, г. Чайковский. Участники мониторинга зафиксировали также время от времени возникающую ситуацию переполненности в ИВС г. Соликамска.

Переполненность камер изолятора сопряжена с дополнительной нагрузкой на санитарные узлы, на системы вентиляции и др., и, как следствие, с общей антисанитарией, духотой, размножением насекомых, что можно наблюдать в названных учреждениях. Кроме того, здесь крайне затруднено раздельное содержание различных категорий заключенных, включая больных СЗЗ. На сотрудников учреждений ложится дополнительная и неоплачиваемая нагрузка. Полагаем, что это обстоятельство может создавать риски ненадлежащего обращения с задержанными гражданами, как со стороны раздраженных сотрудников, так и со стороны других задержанных, вследствие невнимания персонала, отвлеченного решением других проблем.

Так, в Березниковском ИВС в течении 2009 года отмечались экстраординарные ситуации избиения граждан, содержавшихся в учреждении, и причинения вреда их здоровью сокамерниками. Задержанный Ж. В августе 2009 года от причиненных травм скончался в больнице. Во всех случаях контролирующим организациями указывалось на недостатки надзора со стороны персонала учреждения за безопасностью задержанных и недостаточность оказания медицинской помощи.

Полагаем, что вопрос о постоянном превышении лимита наполняемости в Березниковском ИВС можно было бы решить за счет направления потоков обвиняемых, которые сегодня большей частью этапируются из этого ИВС в СИЗО №3 г. Кизела (около 100 км.), в расположенный ближе следственный изолятор г. Соликамска (22 км.).

В Чайковском ИВС - переполненность камер, превышение сроков содержания, отсутствие душа, вентиляции, индивидуальных спальных мест. Заключенные греют воду прямо в камерах и моются над санитарным узлом. На потолке образуется конденсат, являющийся питательной средой для летающих насекомых, распространены клопы.

По-видимому, проблема переполненности типична для ИВС в крупных городах региона и отчасти связана (помимо названных причин) с нерациональным размещением следственных изоляторов в Пермском крае. В краевом центре функционируют два СИЗО, еще один, введенный в эксплуатацию недавно, расположен недалеко - в Пермском районе. На севере и северо-западе региона находятся еще 3 следственных изолятора. В восточном, западном и южном направлениях - нет ни одного. Ведутся проектные работы по строительству СИЗО в Кунгурском районе, то есть на юго-востоке региона.

Вместе с тем имеется и значительное число изоляторов, где нормы наполняемости и санитарной площади соблюдаются (ИВС в Юсьве, Чердыне, Карагае и др.) В перечисленных ИВС успешно решаются и вопросы раздельного содержания различных категорий задержанных.

Проблема превышения установленных законом сроков содержания в ИВС.

К сожалению, проблема существует в определенных изоляторах в течении ряда лет и имеет тенденцию стать постоянной.

По сведениям ООДСМК МОБ ГУВД, на 01.08.2010 г. 610 человек содержались в ИВС свыше установленного срока (больше 10-ти дней подряд).

В 2009 году на места были направлены соответствующие указания ГУВД по Пермскому краю, предписывающие проведение мероприятий по реализации нормативных требований в ИВС, в т.ч. запрещающие содержание арестованных в ИВС свыше 10-ти суток, согласно ФЗ № 103-95 г. (независимо от поступающих требований следственных органов). Но проблема осталась нерешенной.

В ИВС ОВД по Лысьвенскому городскому округу в этом году 116 человек содержалось с нарушением сроков. Основной причиной, по мнению начальника ОВД, являются задержки при вынесении постановлений. Примечательно, что нарушение сроков содержания в ИВС стало по инициативе ОВД предметом проведения совещания с участием председателя Лысьвенского городского суда и прокурора. На нем было вынесено более чем странное решение о том, что сроки не должны превышать 13-ти суток.

Тревожное состояние этого вопроса подтверждает следующее решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 9 сентября 2010 г. Так за время содержания в ФБУ ИЗ- 59/3 г. Кизел арестованный Г. был этапирован в ИВС г. Лысьва и содержался здесь в 2010 году: с 23.03 по 6.04., то есть 15 дней; с 24.04 по 6.05., то есть 14 дней; с 14.05 по 20.05 и с 24.05 по 28.05, то есть 12 дней; с 1.06 по 15.06 и с 25.06 по 30.06, то есть 21 день.

В ИВС ОВД г. Чайковский за 7 месяцев текущего года содержалось свыше 10 суток 133 человека, из них: по вине городского суда - 98 человек, по вине следственного комитета - 14, по вине следственного отдела внутренних дел - 21. С точки зрения членов ОНК ПК, проблема возникает также и в связи с крайне нерационально устроенной системой этапирования (1 раз в неделю) и отдаленностью территорий (до ближайшего СИЗО в Пермском крае 244 км.)

Реализация права на медицинскую помощь.

Вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи, являются одними из самых острых. Это связано с отсутствием лицензий (единственная лицензия выдана Березниковскому ИВС), а значит отсутствием установленных и реализуемых стандартов.

Во всех изоляторах прием ведется фельдшерами, работающими на 0,5 или полную ставку. В лучшем случае медработник проводит осмотр поступающих граждан в рабочее время, в другое время визуальный осмотр производится сотрудниками из числа дежурной смены. Медработники проводят ежедневный покамерный обход, ведут прием граждан и т. п. Медицинские специалисты, работающие по совместительству, всех возложенных функций не выполняют. Кроме того, отсутствие медицинских специалистов не позволяет осуществлять контроль за распространением инфекционных заболеваний, сужает возможности оказания первичной и неотложной медицинской помощи, исключает участие гражданских специалистов в объективной фиксации вреда, причиненного применением физической силы и специальных средств.

В Карагайском ИВС ставка фельдшера вакантна уже 9 месяцев, что, бесспорно, говорит о ее непривлекательности. При этом в двух ИВС нам сообщили о возможном сокращении ставки.

К сожалению, мнение медработника относительно санитарного состояния камер и необходимости раздельного содержания больных лиц не является весомым, определяющим возможность нахождения в камере.

В ряде изоляторов под медицинские кабинеты отведены специальные помещения. Медицинские средства оказания помощи больным, в том числе процедурные, очень скудны. В Кудымкарском ИВС фельдшеру отведена камера, то есть он не располагает даже и этими возможностями своих коллег. В Пермском городском ИВС отсутствует процедурное помещение.

В сложных случаях фельдшером и персоналом может быть вызвана "скорая помощь". Вместе с тем, при необходимости оказания стоматологической помощи могут возникать затруднения (Чайковский). Вопросы возникают при согласовании оказания медпомощи в гражданских медицинских учреждениях, особенно когда объем и характер этой помощи выходят за рамки страхового случая. Кроме того, помещение и нахождение в гражданском лечебном учреждении происходит под охраной, что является дополнительной внеплановой нагрузкой на спеучреждение.

Лекарственное обеспечение в сравнении с прошлыми годами улучшилось. Всем ОВД выделяются денежные средства по заявкам. Принцип определения объема выделяемых средств остался непонятен, поскольку невозможно предугадать потребности, которые могут возникнуть. Так Юсьвинскому и Кудымкарскому ИВС выделяют на эти цели по 4 тыс. руб. Медицинский работник в зависимости от потребности приобретает на эти деньги медикаменты в аптечной сети. Существует проблема дорогостоящих лекарств, которая по большей части переложена на родственников. В Пермском городском изоляторе значительное количество лиц обращается к медработнику в связи абстинентным синдромом. Судя по журналу приема, фельдшер проводит осмотр и предлагает лекарственные препараты общего назначения.

Вопросы охраны здоровья.

Повсеместно отсутствует система постоянного специализированного и профессионального надзора за санитарным состоянием ИВС. Фактически, во всех ИВС имелся журнал санитарного состояния ИВС, договор на оказание услуг дезинфекции (исключение составляет Гремячинский ИВС). Однако, данные мероприятия, не являлись достаточными и не могли исчерпывать собой надзор за санитарным состоянием. Мероприятия, которые проводит СЭС не включают в себя исследование освещенности, вибрации, влажности, загрязненности и температуры воздуха, качества технической воды. В ходе мониторинга не было зафиксировано проведение данных мероприятий и ведомственной санитарно-эпидемиологической службой (ЦГСЭН ГУВД по Пермскому краю). С нашей точки зрения, отсутствие должного и постоянного надзора за санитарным состоянием приводит к несоблюдению во многих изоляторах санитарных норм и правил.

Право на информацию.

С точки зрения членов ОНК Пермского края, в условиях заключения право не должно носить исключительно заявительный характер, оно должно быть реализовано руководством ИВС через предложения типовых текстов стендового формата или буклетной продукции. Исходя из этого следует говорить, что во всех ИВС Пермского края право на информацию заключенных о своих правах реализуется крайне плохо или не реализуется совсем. Даже в тех ИВС, где предприняты попытки оформления информационных листов, содержащих выдержки из федерального законодательства, правила внутреннего распорядка, контактную информацию о проверяющих и надзорных организациях, сделано это это без учета возможности прочтения или простого ознакомления с информацией. Как правило, такая информация находится в проходных коридорах.

Важной для человека, на которого распространен механизм уголовного преследования, является возможность ознакомления с нормативными актами (право на защиту). Однако они далеко не всегда могут быть ему предоставлены. Выданные же нормативные акты очень часто не учитывают современных изменений в законодательстве.

Право на развитие.

Изоляция задержанных и обвиняемых граждан повсеместно обременена отсутствием информации (нет радио, нет периодических изданий или они ограничены рекламными изданиями), отсутствием средств развития и организации досуга и возможности их использования в камерах ИВС. Не предусмотрена такая возможность и во время прогулок. Даже вновь построенные прогулочные дворики не учитывают естественную человеческую потребность в занятиях физическими упражнениями (стандартный прогулочный двор 3х4, оборудован в лучшем случае лавкой).

Полагаем, что право является важнейшей составляющей психологического и физического развития и здоровья человека.

Особые категории заключенных.

Ни в одном из осмотренных ИВС члены ОНК не нашли каких либо признаков или упоминаний о потребностях особых категорий задержанных и обвиняемых, то есть о беременных женщинах, матерях с детьми, несовершеннолетних и инвалидах.

Материально-бытовые условия.

Анализ по итогам посещения, позволяет говорить, что в каждом из перечисленных изоляторов отмечено невыполнение полного объема предписаний федерального законодательства. При этом речь может идти не только об отсутствии или низком уровне материально-бытовых условий, об ограничениях, которые являются дополнительными по отношению к самому факту изоляции человека, а значит, не могут быть признаны правомерными, но и о положении человека в этих учреждениях, которое должно быть признано унизительным для человеческого достоинства.

Недостаточность освещения может стать причиной нарушений права наохрану здоровья, а также затрагивает, право человека на развитие, на доступ к правосудию.

В некоторых подразделениях санузлы в ИВС не огорожены от общей площади. Отправление физиологических потребностей происходит при этом на виду у сокамерников. Этот факт ставит вопросы соблюдения права на частную жизнь.

В ряде изоляторов, не оснащенных умывальником и водопроводом, устанавливаются баки с питьевой водой. Однако, в качестве питьевой воды используется водопроводная. Там же, где холодное водоснабжение функционирует, специально питьевую воду не приносят, люди вынуждены пить воду из-под крана.

В абсолютном большинстве ИВС вместо индивидуальных спальных мест камеры оборудованы деревянными нарами, занимающими значительную часть общей площади. Лица, содержащиеся в ИВС, принуждены спать совместно на жестком деревянном настиле и там же проводить большую часть дня. Это причиняет неудобство, а в некоторых случаях и страдания, и может восприниматься в качестве дополнительное наказания. Лишения подобного рода не могут быть объяснены необходимостью изоляции человека и должны быть расценены как унижающие достоинство условия содержания.

 

Другие несоответствия нормам, влекущие нарушения прав человека, установленные в процессе общественного контроля ИВС Пермского края.

Выводы по итогам посещения ИВС Гремячинского муниципального района ГУВД по Пермскому краю.

Условия содержания в Учреждении являются недопустимыми, так как противоречат нормам международного и российского законодательства и нарушают права человека. В частности:

  • грубо нарушается закон в части содержания в разных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений и граждан, административно арестованных;
  • отсутствие возможности у спецконтингента принять душ, приводит к антисанитарии, что нарушает право человека на охрану здоровья, унижает человеческое достоинство, особенно в условиях длительного пребывания спецконтингента. Попытки вскипятить воду и помыться при помощи подручных средств приводят к повышению влажности, конденсации ее на потолке и стенах, размножению насекомых;
  • отсутствие естественного освещения в камерных помещениях, также нарушают право человека на охрану здоровья и противоречат ведомственным нормативным актам. Чтение в камере возможно только стоя под лампой около входа в камеру и санузла. В остальной части камеры чтение без напряжения глаз и существенного уменьшения расстояния между текстом и глазами - невозможно. В этих условиях затруднено чтение документов, относящихся к делу, то есть вряд ли возможна реализация права на защиту;
  • в камерах ИВС по Гремячинскому муниципальному району отсутствует естественная вентиляция путём притока воздуха с улицы через форточки. Помимо этого, в ИВС оборудована принудительная вентиляция, которая функционирует недостаточно. Вследствие этого, в камерах повышена влажность: конденсат на стенах, радиаторах отопления и на полу. Имеется неприятный запах никотина, отходов жизнедеятельности, сырости и испарений;
  • температура воздуха в камерных помещениях, в нарушение Приказа МВД России от 22.11.2005 г., не измеряется;
  • санитарное оборудование камер ИВС также нельзя признать соответствующим требованиям закона. Так, во всех камерах ИВС источник технического водоснабжения не оборудован раковиной. В основном источник воды расположен в непосредственной близости с санузлом и выполняет функции смыва и умывальника;
    места отправления естественных потребностей в камерах представляют собой унитаз на бетонном постаменте, расположенный в углу камеры. Санузлы в камерах не отгорожены, Требования приватности в нарушение подп.4 п.45 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка ИВС ОВД" не соблюдены;
    в нарушение п.44, 45 ПВР ИВС в камерах отсутствует мебель, места для сидения, полки, вешалки для вещей, настольные игры, периодическая литература. В камерах отсутствуют емкости с питьевой водой. Из - за отсутствия стола и мест для сидения, спецконтингент вынужден принимать пищу на спальных местах;
    в ИВС не оборудована комната свиданий, в нарушение требований Ст.17 и Ст.18 ФЗ "О содержании под стражей..", и п.135 ПВР ИВС. Вместо этого, со слов сотрудников ИВС, свидания с родственниками проходят в помещении кабинета следователя;
    в нарушение ведомственного законодательства, отсутствует информация о правах и обязанностях.

    Перечисленные выше нарушения грубо ущемляют права человека, имеют комплексный и постоянный характер. С точки зрения членов, дальнейшая эксплуатация учреждения связана с рисками унижения человеческого достоинства, причинением вреда здоровью.

     

    Выводы по итогам посещения ИВС Губахинского муниципального района ГУВД по Пермскому краю.

    Условия содержания здесь несколько лучше. Вместе с тем членами ОНК Пермского края отмечено следующее:
    в накопителях тусклое освещение, повышена влажность, стены покрыты "шубой";
    в камерах для подозреваемых и обвиняемых стены также покрыты "шубой";
    не во всех камерах остекление окон удовлетворительное (окна закрыты картоном). В некоторых камерах отсутствует естественное освещение;
    в некоторых камерах не обеспечены условия приватности санитарного оборудования;
    санузлы расположены на возвышении, что затрудняет их использование;
    во всех камерах отсутствуют емкости с питьевой водой;
    отсутствует лицензия на медицинскую деятельность;
    не используется санпропускник (отсутствует горячая вода);
    амбулаторное лечение социально-опасных заболеваний не продолжается;
    со слов фельдшера, туберкулезные больные с МБТ+ в ИВС не принимаются. Из журнала выявлено обратное. Камера для туберкулезных больных одна.

     

    Выводы по итогам посещения ИВС Соликамского муниципального района ГУВД по Пермскому краю.

    Несмотря на некоторое улучшение материального и санитарного состояния учреждения, перечисленные ниже нарушения имеют давнюю историю. Среди них:
    проблема обеспеченностью мебелью, настольными играми, литературой. Нет шкафов для хранения личных вещей спецконтингента, вешалки для вещей, настольных игры, периодической литература;
    в некоторых камерах окна закрыты картоном, следовательно отсутствует естественное освещение;
    почти во всех камерах на стенах следы плесени и грибка, связано с повышенной влажностью;
    отсутствует лицензия на медицинскую деятельность;
    проблема нехватки медицинского оборудования мед. кабинета;
    грубо нарушается закон в части содержания в разных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений и граждан административно арестованных;
    санузлы в камерах не отгорожены, требования приватности в нарушение подп.4 п.45 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка ИВС ОВД" не соблюдены;
    в нарушение ведомственного законодательства, отсутствует информация о правах и обязанностях;
    отсутствует прогулочный двор, в связи с чем у спецконтингента не реализуется право на ежедневную прогулку;
    только в части камер размещены кровати, то есть созданы индивидуальные спальные места. В других задержанные и обвиняемые располагаются на общих деревянных нарах.

    ИВС Соликамска - камера ИВС Соликамска - санузел
    ИВС Соликамска - камера
    Открыть в новом окне (148 кб.)
    ИВС Соликамска - санузел
    Открыть в новом окне (104 кб.)

     

    Выводы по итогам посещения ИВС Чердынского муниципального района ГУВД по Пермскому краю.

    Посещение изолятора происходило по истечении двух лет с момента проведения капитального ремонта. Многие нарушения устранены, но далеко не все:
    нарушается закон в части содержания в разных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений и граждан административно арестованных;
    проблема обеспеченностью ИВС мебелью, настольными играми, литературой: нет шкафов для хранения личных вещей спецконтингента, нет вешалки для вещей, настольных игр, периодической литературы;
    санузлы отгорожены одной перегородкой, но она установлена таким образом, что требование приватности не соблюдается;
    в некоторых камерах оконные проемы отсутствуют, так как вместо остекления - кирпичная кладка;
    отсутствует лицензия на медицинскую деятельность;
    в камерах отсутствуют емкости с питьевой водой;
    существует проблема с канализацией, в этой связи в некоторых камерах неприятный запах.

    ИВС Чердынь - санузел ИВС Чердынь - умывальник
    ИВС Чердынь - санузел
    Открыть в новом окне (121 кб.)

    ИВС Соликамска - санузел
    Открыть в новом окне (96 кб.)
    ИВС Чердынь - санпропускник ИВС Чердынь - санпропускник
    ИВС Чердынь - санпропускник
    Открыть в новом окне (116 кб.)

    ИВС Чердынь - санпропускник
    Открыть в новом окне (88 кб.)
    ИВС Чердынь - санпропускник
    ИВС Чердынь - санпропускник
    Открыть в новом окне (313 кб.)

     

    Выводы по итогам посещения ИВС Юсьвинского муниципального района ГУВД по Пермскому краю.

    Членами ОНК Пермского края отмечено следующее:
    нарушается закон в части содержания в разных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений и граждан административно арестованных;
    не все камеры оборудованы индивидуальными спальными местами, вместо них общие деревянные нары;
    канализация и водопровод отсутствует. Используются пластиковые умывальники, которые наполняются водой сотрудниками по просьбе спецконтингента;
    вместо санузлов в камерах находятся пластиковые ведра. Требования приватности в нарушение подп.4 п.45 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка ИВС ОВД" не соблюдается;
    не во всех камерах естественное освещение достаточное, так как в ряде камер оконный проем имеется, но поступлению естественного света препятствует лист железа;
    в ИВС не оборудована комната свиданий, в нарушение требований Ст.17 и Ст.18 ФЗ "О содержании под стражей..", и п.135 ПВР ИВС. Вместо этого, со слов сотрудников ИВС, свидания с родственниками проходят в помещении кабинета следователя;
    со слов сотрудников ожидается сокращение ставки фельдшера в 2011 г.;
    медицинский кабинет отсутствует. Существует проблема с обеспечением мед.препаратами;
    отсутствует лицензия на медицинскую деятельность.

    В качестве положительного момента хотелось бы отметить, что на выделенные средства в 2009 г. было переделано освещение.

    ИВС Юсьва - пищеблок ИВС Юсьва - камера
    ИВС Юсьва - пищеблок
    Открыть в новом окне (142 кб.)

    ИВС Юсьва - камера
    Открыть в новом окне (110 кб.)
    ИВС Юсьва - умывальник ИВС Юсьва - спальные места
    ИВС Юсьва - умывальник
    Открыть в новом окне (331 кб.)
    ИВС Юсьва - спальные места
    Открыть в новом окне (107 кб.)

     

    Выводы по итогам посещения ИВС Кочевского муниципального района ГУВД по Пермскому краю.

    Настоящий ИВС является межрайонным, то есть сюда поступают задержанные и обвиняемые граждане из Косинского и Юрлинского (с 1.11.2010г.) районов. В целом, условия содержания в ИВС, благодаря проведенному ремонту в 2009 г., удовлетворительные. Вместе с тем, как и в других ИВС здесь:
    нарушается закон в части содержания в разных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений и граждан административно арестованных;
    санузлы отгорожены одной перегородкой, но она установлена таким образом, что требование приватности не соблюдается;
    комната для свиданий с родственниками и кабинет следователя находится в одном помещении;
    видеонаблюдение не оборудовано;
    отсутствуют вешалки для вещей, настольные игры, периодическая литература.

    ИВС Кочево - умывальник ИВС Кочево - спальные места
    ИВС Кочево - умывальник
    Открыть в новом окне (283 кб.)
    ИВС Кочево - спальные места
    Открыть в новом окне (104 кб.)

     

    Выводы по итогам посещения ИВС г. Кудымкар ГУВД по Пермскому краю.

    В изоляторе учтены замечания, сделанные во время прошлого посещения ИВС, проведен ремонт. Вместе с тем нарушения остались. Так, в частности:
    нарушается закон в части содержания в разных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений и граждан административно арестованных;
    почти во всех камерах отсутствуют оконные проемы, в связи с этим естественное освещение не поступает. Это связано с конструктивными особенностями здания;
    искусственное освещение недостаточное, что нарушает право человека на охрану здоровья, и противоречит ведомственным нормативным актам;
    в камерах, в нарушение ведомственного законодательства, не оборудованы индивидуальные спальные места;
    на стенах и потолке следы плесени и грибка, что говорит о повышенной влажности в камерах;
    в нарушение п.44, 45 ПВР ИВС в камерах отсутствует мебель, места для сидения, полки, вешалки для вещей, настольные игры, периодическая литература;
    в ИВС не оборудована комната свиданий, в нарушение требований Ст.17 и Ст.18 ФЗ "О содержании под стражей..", и п.135 ПВР ИВС. Вместо этого, со слов сотрудников ИВС, свидания с родственниками проходят в помещении кабинета следователя;
    отсутствует лицензия на медицинскую деятельность;
    под кабинет фельдшера отведена обычная камера, кабинет не имеет необходимого медицинского оборудования, и требует капитального ремонта;
    ожидается сокращение ставки фельдшера в 2011 г.;
    прогулочный двор отсутствует, что лишает спецконтингент права на ежедневную прогулку;
    санпропускника нет. В этой связи отсутствие возможности у спецконтингента помывки, приводит к антисанитарии, что нарушает право человека на охрану здоровья, унижает человеческое достоинство.

    С точки зрения зрения членов ОНК Пермского края, необходимо строительство нового здания ИВС. Проведение капитального ремонта, учитывая, что помещение ИВС располагается в цокольном этаже здания ОВД и конструктивные особенности здания ОВД, нецелесообразно.

    В качестве положительного момента хотелось бы отметить, что со стен камер было убрано покрытие "шуба", полностью заменено отопление, проведен водопровод.

     

    Выводы по итогам посещения ИВС Карагайского муниципального ГУВД по Пермскому краю.

    Настоящий ИВС является межрайонным, то есть сюда поступают задержанные и обвиняемые граждане из Сивинского района. Условия содержания удовлетворительные. Это связано с проведением капитального ремонта ИВС в 2009 г. Вместе с тем, в учреждении с 2009 г. нет медицинского работника. Кроме того, в ИВС нет специальных камер для содержания спецконтингента с инфекционными заболеваниями.

     

    Выводы по итогам посещения ИВС г. Перми ГУВД по Пермскому краю.

    Перечисленные ниже проблемы существуют не первый год. Так, в частности почти во всех камерах оконные проемы оборудованы металлическими пластинами естественное освещение не поступает, в камерах довольно темно;
    искусственное освещение явно недостаточное;
    стены камер, в нарушение требований закона, имеют бугристое бетонное покрытие ("шуба");
    в камерах отсутствует мебель, места для сидения, полки, вешалки для вещей, настольные игры, периодическая литература;
    во всех камерах ИВС источник технического водоснабжения не оборудован раковиной;
    места отправления естественных потребностей в камерах представляют собой унитаз на постаменте, расположенный в углу камеры. Санузлы в камерах не отгорожены в соответствии с требованиями приватности;
    в нарушение п.45 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка ИВС ОВД" в камерах не оборудованы радиодинамики, что может нарушать право человека на информацию;
    в камерах отсутствуют емкости с питьевой водой;
    индивидуальных спальных мест нет, вместо них общие нары;
    в ИВС не оборудована комната свиданий, в нарушение требований Ст.17 и ст.18 ФЗ "О содержании под стражей..", и п.135 ПВР ИВС. Вместо этого, со слов сотрудников ИВС, свидания с родственниками проходят в помещении кабинета следователя;
    в медицинском кабинете отсутствует процедурное помещение.

    На момент посещения достраивался прогулочный двор.

    В целом, условия содержания в Учреждении являются недопустимыми, так как противоречат нормам международного и российского законодательства, и нарушают права человека.

    ИВС Перми - камера ИВС Перми - санузел
    ИВС Перми - камера
    Открыть в новом окне (374 кб.)
    ИВС Перми - санузел
    Открыть в новом окне (399 кб.)

     

    Выводы по итогам посещения ИВС Чайковского муниципального района ГУВД по Пермскому краю.

    Условия содержания в Учреждении являются недопустимыми, так как противоречат нормам международного и российского законодательства, и нарушают права человека. В частности:
    не обеспечены санитарные нормы площади, предусмотренные законом, в связи с переполнением изолятора в 3 и более раз. Это обстоятельство в сочетании с отсутствием прогулок, длительностью содержания, отсутствием душа и вентиляции, делает пребывание человека в ИВС небезопасным для здоровья, унижает его достоинство и нарушает ряд специально установленных прав;
    инженерные системы рассчитаны на установленный лимит наполняемости учреждения. Штат сотрудников также рассчитан на установленный лимит наполняемости, что с нашей точки зрения, отражается на безопасности функционирования учреждения, на условиях профессиональной деятельности и на здоровье сотрудников;
    вследствие несогласованности процедуры этапирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, грубо нарушаются федеральные законы в части сроков пребывания в ИВС;
    грубо нарушается закон в части содержания в разных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений и граждан административно арестованных;
    отсутствие возможности у спецконтингента помывки, приводит к антисанитарии, что нарушает право человека на охрану здоровья, унижает человеческое достоинство. Особенно в условиях переполненности камер и длительного пребывания спецконтингента. Попытки вскипятить воду и помыться при помощи подручных средств, приводят к повышению влажности, конденсации ее на потолке и стенах, размножению насекомых;
    отсутствие естественного освещения в камерных помещениях, также нарушает право человека на охрану здоровья, и противоречит ведомственным нормативным актам. Чтение в камере возможно только стоя под лампой около входа в камеру и санузла. В остальной части камеры чтение без напряжения глаз и существенного уменьшения расстояния между текстом и глазами - невозможно. В этих условиях вряд ли возможна реализация права на защиту;
    в камерах ИВС по Чайковскому муниципальному району отсутствует естественная вентиляция путём притока воздуха с улицы через форточки. Помимо этого, в ИВС оборудована принудительная вентиляция, которая функционирует недостаточно. В связи с этим, в камерах повышенная влажность: конденсат на стенах, радиаторах отопления и на полу. Имеется неприятный запах никотина, отходов жизнедеятельности, сырости и испарений;
    температура воздуха в камерных помещениях в нарушение Приказа МВД России от 22.11.2005 г., не измеряется. Так, в соответствии с данным Приказом, объем и порядок проведения дезинфекционных мероприятий определяется специалистами Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации или медицинским работником ИВС в соответствии с санитарными правилами. В ИВС также отсутствует журнал санитарного состояния камер;
    не во всех камерах ИВС источник технического водоснабжения оборудован раковиной. В основном источник воды расположен в непосредственной близости с санузлом и выполняет функции смыва и умывальника;
    в связи с переполненностью камер, проводимых дезинсекционных и дезинфекционных мероприятий явно недостаточно;
    места отправления естественных потребностей в камерах представляют собой унитаз на бетонном постаменте, расположенный в углу камеры. Санузел, как правило, отгорожен не со всех сторон, Требования приватности в нарушение подп.4 п.45 Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка ИВС ОВД" не соблюдены;
    в нарушение п.44, 45 ПВР ИВС в камерах отсутствует мебель, места для сидения, полки, вешалки для вещей, настольные игры, периодическая литература. В камерах отсутствуют емкости с питьевой водой. Из - за отсутствия стола и мест для сидения, спецконтингент вынужден принимать пищу на спальных местах;
    в ИВС не оборудована комната свиданий, в нарушение требований Ст.17 и Ст.18 ФЗ "О содержании под стражей..", и п.135 ПВР ИВС. Вместо этого, со слов сотрудников ИВС, свидания с родственниками проходят в помещении кабинета следователя;
    в виду отсутствия прогулочных двориков, подозреваемым и обвиняемым не предоставляются ежедневные прогулки в нарушении п. 130 - 134 ПВР ИВС, что также грубо нарушает права человека;
    в нарушение ведомственного законодательства - отсутствует информация о правах и обязанностях.

    Члены ОНК Пермского края считают, что перечисленные выше нарушения грубо ущемляют права человека, имеют комплексный и постоянный характер.

     

    Выводы по итогам посещения ИВС Лысьвенского муниципально района ГУВД по Пермскому краю.

    Условия содержания заключенных также нельзя назвать удовлетворительными, так как:
    в камерах и коридоре ИВС отсутствует естественное освещение. Естественный свет через оконные проемы не поступает, так как они изолированы снаружи либо металлическим листом, либо тремя решетками с ячейками различного объема. В камерных помещениях искусственное освещение тусклое и недостаточное. Чтение возможно только при расположении стоя под лампой около входа в камеру и санузла;
    в камерах ИВС по Лысьвенскому муниципальному району отсутствует естественная вентиляция путём притока воздуха с улицы через форточки. Помимо этого, в ИВС оборудована принудительная вентиляция, которая функционирует непрерывно. Однако, в камерах повышенная влажность: конденсат на стенах, радиаторах отопления и на полу. Имеется неприятный запах никотина, отходов жизнедеятельности, сырости и испарений;
    температура воздуха в камерных помещениях в нарушение Приказа МВД России от 22.11.2005 г. не измеряется;
    не во всех камерах ИВС источник технического водоснабжения оборудован раковиной;
    места отправления естественных потребностей в камерах представляют собой либо раковину, либо унитаз на постаменте, расположенный в углу камеры. Санузел, как правило, отгорожен не со всех сторон;
    вопреки подп.1 п.45 ПВР ИВС в камерных помещениях ИВС отсутствуют индивидуальные спальные места, сон осуществляется на общих деревянных нарах, для сна также используется свободный участок пола перед входной дверью и граничащий с входной дверью;
    со слов начальника ИВС, учреждение полностью обеспечено спальными принадлежностями и постельным бельем, всего имеется 30 комплектов. Однако, ни в одной из камер не было замечено, чтобы обвиняемые использовали ведомственные постельные принадлежности. Не смотря на то, что начальником ИВС были представлены письменные заявления об отказе от постельных принадлежностей, можно сделать вывод, что в нарушение п.43 ПВР ИВС спальные принадлежности (матрац, подушка, одеяло, постельное бельё) в ИВС не выдаются;
    в нарушение п.44, 45 ПВР ИВС в камерах отсутствует мебель, места для сидения, полки, вешалки для вещей, настольные игры, периодическая литература. Сидеть возможно было либо на сумках, либо на одежде. В камерах отсутствуют емкости с питьевой водой;
    в ИВС не оборудована комната свиданий. Свидания с родственниками в нарушение п.5 ч.1 Ст.17, ч.3,4 Ст.18 ФЗ "О содержании под стражей..", подп.2 п.135 ПВР ИВС обвиняемым не предоставляются;
    в камерах ИВС потолок изготовлен из ДВП со следами влажности, загрязнения и паутины; пол бетонированный. Вблизи санитарного узла пол и стены сырые. Стены в нарушение закона покрыты "шубой". Потолок и стены покрыты смоляным налетом от испарений и табачного дыма, слоем пыли.

     

    Заключение.

    В последние годы ГУВД по Пермскому краю предпринимает существенные меры по исправлению ситуации в ИВС Пермского края (часть из них названа выше). Серьезно повышен уровень ведомственного контроля за материальным состоянием и обращением персонала со спецконтингентом ИВС, благодаря работе сотрудников ООДСМК МОБ ГУВД и практикуемой начальником ГУВД по Пермскому краю системы личной ответственности начальников ОВД за состоянием дел в ИВС. Вырос уровень профессиональной подготовки персонала спецучреждений. Самым веским доводом, подтверждающим этот вывод является снижение количества жалоб со стороны задержанных и обвиняемых граждан.

    Вместе с тем, проблемы остаются. Самые фундаментальные из них возникли по причине недостаточного финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения ИВС. Они не могут быть устранены без решения именно этого круга вопросов. Перспективным, способным устранить часть нарушений национального законодательства направлением является создание возможности для раздельного содержания административно-арестованных граждан и граждан, преследуемых в порядке применения уголовного законодательства. Существуют и иные причины неудовлетворительного соблюдения прав человека в этих учреждениях. Их можно назвать управленческими или организационными. Ведь именно с помощью организационных решений могут быть преодолены отмеченные выше проблемы, ограничивающие реализацию некоторых жизненно важных прав задержанных, но не связанные со значительными материальными затратами.

    Утверждено на заседании ОНК Пермского края

    Председатель ОНК С.В. Исаев

     

    Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


    [an error occurred while processing this directive]
  •  Главная / Права подозреваемых и заключенных






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.